Численность : Алеуты (самоназвание по-алеутски : мн. ч. - Unangan / Унаӊан; ед. ч. - ...) -
коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до р. Угашика на севере. После прихода русских алеутов в 1825 году поселили также на о-вах Командорских, Прибылова, на некоторых прибрежных островах и на материке Северной Америки. Число их до прихода русских, то есть в середине XVIII в., определялось в 12-15 тыс. Большая часть алеутов (более 2000 человек-носителей языка) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 - 15 тыс. человек. По переписи населения США 2000 года численность алеутов составила 17 004 человека, в том числе на Аляске - 10 708 человек, в штате Вашингтон - 2273 человек, в Калифорнии — 998 человек, в Орегоне - 479 человек и др. В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России - 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае - 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).
РФ - 482 (2010)
Камчатский край : 401 (2010)
|
США - 17 004 (2000)
Аляска : 10 708 (2000) (2010)
Вашингтон : 2 273 (2000) (2010)
Калифорния : 998 (2000) (2010)
|
|
Эндоэтнонимы : Наиболее убедительным представляется объяснение происхождения этого
названия от чукотского «алиат» (остров), «алиут» (островитяне). По-английски - «Aleut»; по-русски - «Алеуты»; по-немецки - «Aleuten»;
по-испански - «Aleutas»; по-французски - «Aléoutes»; по-голландски -
«Ungangan»; по-португальски - «Aleútes»; по-эскимосски - «Alakshak»; Язык : Алеутский (Unangan tunguu / Unangan umsuu / Унаӊан туӊуу / Унаӊан
умсуу) >
Алеутская ветвь > Эскимосско-алеутская семья Письменность : Каких-либо признаков древней алеутской письменности не обнаружено.
Алеутская письменность на основе кириллицы была создана в начале XIX века русскими
миссионерами И.Е. Венеаминовым и Я.Е. Нецветовым,
но после перехода Алеутских островов во владение США была утрачена, лишь в
середине 1970-х Аляскинский центр по изучению языков коренного населения
ввёл алфавит на латинской основе. В начале 1930-х годов в СССР был разработан проект
латинизированного алфавита для алеутов, но утверждён он не был. В РФ с 1990-х для алеутского языка используется
кириллический алфавит (в единственной школе на орстрове Беринга). Субэтносы : Помимо общего названия унанган, жители островов имели ещё местные названия: жители Ближних островов назывались сасигнан, Крысьих — каган, Четырёхсопочных — акагаи (то есть тамошние), жители о-вов Креницыиа и части Уналашки — кигиган (северо-восточные), жители островов от Унги до Унимака (не включая его) — каган таягангин (восточные люди), жители о-ва Унимака — анимгин, о-ва Умнака и части о-ва Уналашки — каэлянгин, о-ва Атхи — нигагин.
Религия : Для традиционных верований характерен анимизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Процесс христианизации начался с конца 50-х гг. 18 в. и соответствовал общей тенденции российской политики в колонизации новых территорий. Христианство являлось средством сближения аборигенов с русским населением. Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками не в виде ортодоксальной, а бытовой православной идеологии и культа. Это обеспечивало ненасильственный и быстрый характер распространения христианства среди алеутов. В их религии отмечается гармоничное сочетание традиционного языческого мировозрения с православным вероучением, что нашло выражение в оформлении своеобразной «алеутской веры» и «алеутской церкви». Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 г., когда на о. Уналашку прибыл И.Вениаминов (свт. Иннокентий). Один из алеутов — Пётр Алеут — почитается Православной Церковью в качестве мученика. Бог по-алеутски звучит как Агугум.
Раса : Алеуты в составе арктической расы занимают особое положение, у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов. Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольскою, чем с американской расой.
Социальная
организация : У алеутов наблюдалось социальное расслоение при наличии родового строя. Вождь (тойон или тукукс) возглавлял племя. Имелись и калги — рабы из военнопленных. Семья :
--------------------------------------------------------------------------
История изучения
алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов
Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские
мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре
народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.
Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья,
согласно другой - с Аляски. Исследования доказывают, что формирование
антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 - 4600 лет
назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов,
по другим источникам - они выделились в самостоятельный этнос
достаточно давно.
С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись
Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских
островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков
нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не
только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и
русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.
Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже
110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на
острове Медном - 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550
алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение
их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники
назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на
отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу
инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821
признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с
Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С
1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные
компании.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось
восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия,
скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс
возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в
1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие
народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции,
технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В
то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на
материке.
С 1969 алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и
социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло
количество межнациональных браков.
Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью
островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую
компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя
традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных
с байдар и добыча котиков на суше.
Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В
середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и
метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными
грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в
ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих
базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой
промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом
море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке),
сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком —
надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с
помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня
море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с
помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным
желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на
другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.
|