НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Ашантийцы - Asantefo
Ашантийцы (ашантийцы; самоназвание - асантефо, асанте - означает «объединяющиеся для войны») - основная территория расселения центральные районы Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность - 3,3 млн чел. (вместе с родственными им народами: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др.).

Язык :
Говорят на языке чви, который относятся к подгруппе ква нигеро-конголезской макросемьи вольта-конголезской группе. В XIX веке христианские миссионеры создали письменность для языка на основе латинской графики.

Религия :
Среди ашанти много христиан (католиков и протестантов - англикан, пресвитериан, методистов); есть приверженцы синкретических христианско-африканских церквей и сект. Во второй половине XX века среди ашанти стали появляться общины мусульман-суннитов; ашанти составляют большую часть секты Ахмадийя. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, и культ сил природы (особенно духов рек и др. водоёмов). Имеются пантеон духов (обосом) и представления о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, первопредок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (суиман). Ежегодно в сентябре устраиваются праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ (поочерёдно), тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе, наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов.

Раса :
Антропологически относятся к негрской расе негроидной (большой) расы.

Социальная организация :
Живут большими семейными общинами; брачное поселение - билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства - матрилинейный с элементами патрилатеральности. Исходная модель (протосистема) системы терминов родства ашанти относится к ирокезскому типу. Особенностью этой систему у ашанти является генерационный скос типа кроу. Эта система трансформировалась в сторону образования арабской модели родства с постепенным исчезновением особенностей типа кроу.

--------------------------------------------------------

Согласно преданиям (а вся история аканов до XIX в. в значительной степени основана на устной традиции), предки аканов (протоаканы) заняли нынешнюю территорию в XIII-XV вв. По мнению ряда исследователей, протоаканы сформировались в зоне саванн к северу от лесного пояса в междуречье Чёрной Вольты и Комоэ и около 1000-1300 гг. двумя группами мигрировали на юг - в лесную зону. По археологическим данным, наиболее ранние поселения появились здесь около 1200 г. Древнейшим центром аканской цивилизации в лесной зоне считается считается основанный в XV в. город Боно-Мансу, бывший по-видимому крупным торговым центром. Руины Боно-Мансу сохранились в 180 км к северу от Кумаси. В XVI в. в междуречье Пра-Офин-Бирим сложилось потестарно-территориальное образование Аданси, известное и как Акани. Термином «Акани» европейцы часто называли не только Аданси, но и другие аналогичные образования этого района, возникшие в XVI-XVII вв.: Ассин, Денчьира и Инта, фактически отождествляя их с культурно-лингвистическим понятием «акан».

К XVII в. в лесной зоне сформировалось 3 главных аканских потестарных образования: Денчьира на западе, Акваму на востоке и Ачем в центре. Победа Денчьира над Аданси в начале XVII в. привела в движение массы людей, значительная часть которых переселилась в страну Амансе в районе озера Босомчви. В Амансе находился город Асантемансо, откуда, по преданию, произошли все ашантийцы. Ныне крошечная деревня Асантемансо сохраняет своё значение в качестве религиозного центра. Это самое священное место для ашантийцев. Вторая половина XVII в. была временем миграций, войн, интенсивной коммерческой деятельности различных европейских держав на гвинейском побережье. В результате этого этническая и политическая карты лесной зоны Золотого Берега изменились - аканские народы потеснили эве на восток, гуан - на север, часть аканов ушла на запад (на территорию современного Кот-д’Ивуара, но основная масса переселенцев устремилась на северо-запад в страну Кваман, которая позднее и стала известна как страна Ашанти. Переселенцы из Асантемансо разбили военные отряды жителей Квамана и основали город Кумаси.

Конфедерация ашанти была создана в конце XVII - начале XVIII века как военный союз нескольких территориально-потестарных образований (оманов) во главе с правителем Кумаси для борьбы с Денчьира. Конфедерацией управляли верховный вождь (асантехене - отсюда происходит этноним «ашанти»), его соправительница (асантехема, «королева-мать») и совет старейшин, в который входили вожди оманов (оманхене) и военные вожди (асафохене). Термин «асанте» означает «люди, объединившиеся для войны». Это понятие возникло примерно во второй половине XVII в. в связи с организацией военного союза нескольких оманов против Денчьира. Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), патрилинейные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, свободных общинников и рабов.

Практически в течение всего XVIII в. Конфедерация Ашанти боролась с соседями за контроль над торговым и путями на юг, к побережью гвинейского залива (с победой над Денчьира ашантийцы получили права на монопольную торговлю с голландским фортом Эльмина) и север в страны Западного Судана. К началу XIX в. Конфедерация Ашанти превратилась в мощную державу, под контролем которой находились земли, примерно соответствующие территории современной Ганы.

В течение всего XIX в. Конфедерация Ашанти боролась за выход к европейским факториям и отстаивала свою независимость в борьбе с англичанами и их союзниками (фанти, га и др. народами побережья) в так называемых англо-ашантийских войнах. Первые 5 войн закончились победой ашанти (1806, 1811, 1814-1815, 1823-1826, и 1863 гг.). Великобритания признала независимость Ашанти. По договору 1831 года была определена граница между Ашанти и английскими колониальными владениями. Во время шестой войны (1873-1874) англичане проникли вглубь страны, столица Ашанти была сожжена и разграблена. Все военные укрепления и дворец асантехене были взорваны, но удержаться в Кумаси англичанам не удалось. Формально ашантийцы сохранили свою независимость. Однако по договору они должны были выплатить Великобритании 50 тыс. унций золота и отказаться от притязаний на Эльмину (поводом к войне послужило нежелание англичан платить ашантийцам за право торговать и иметь поселение в Эльмине, которую они купили у голландцев в 1872 г.) С потерей последнего подконтрольного порта Эльмины в 1872 г. ашантийцы утратили монополию торговли с европейцами во внутренних районах Золотого Берега. Англичанам разрешалась свободная торговля на территории страны, в Кумаси был направлен чиновник, чтобы контролировать соблюдение всех условий договора.)

Поражение в шестой войне фактически ознаменовало конец самостоятельного развития ашантийцев. Конфедерация стала разваливаться, многие оманы объявили о своей независимости от Кумаси, начался период дезинтеграции и упадка. Седьмая, и последняя, англо-ашантийская война в 1895-1896 гг. завершилась полным поражением Ашанти. Страна была объявлена английским протекторатом, а после неудачного восстания в 1900 г. включена в состав колонии Золотой Берег. В 1935 г. англичане формально восстановили государство Ашанти, однако фактически власть в стране оставалась в руках английского губернатора Золотого Берега. После образования независимого государства Гана территория Ашанти по конституции 1957 г. получила статус области.

Традиционные занятия :
Традиционные занятия - ручное циклично-залежное земледелие (ямс, батат, маниок, Таро, земляной орех, просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, фрукты, бобовые, томаты, овощи, масличная пальма, дерево Кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство и собирательство имеют вспомогательное значение. Ашанти работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по дереву.

Традиционное жилище :
Традиционные дома - четырёхугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным полом и двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером.

Традиционная одежда :
Традиционная одежда - кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснёным специальными штампами орнаментом).
Традиционная пища :
Пища в основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (03.01.2013)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz