НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Белуджи - بلوچ
Белуджи (самоназвание по-белуджски : мн. ч. - بلوچ; ед. ч. - ...;) - основная территория расселения - историческая область Белуджистан (بلوچستان) на северном побережье Индийского океана, входящая в состав сопредельных государств: Афганистана (افغانستان) - провинции Гильменд и Кандагар, Ирана (ئێران) - остан Систан и Белуджистан и Пакистана (پاکستان) - провинция Белуджистан.
Общая численность - ~ 20 000 000 чел.  

Иран - 1 484 000 (200)
Пакистан - 6 200 000
   Белуджистан : 000 (2002)
Афганистан - 567,920
Оман - 425 000
ОАЭ - 100 000
Катар - 13000
Саудовская Аравия - 12 000
Сомали - 8 200 (2007)
Туркменистан - 28 000
США - 00 000
Канада - 0 000

Автоэтноним :
Слово
«белудж» по мнению английских исследователей (самоназвание «балоч»), происходит от изменённой формы слова «барлуч», что означает «грабитель» или «истребитель пустынь».
Другие же считают, основываясь на древнем эпическом произведении Фирдоуси «Шахнамэ», что «Балоч» это петушиные перья, которые белуджи прикрепляли к чалмам, когда сражались с Кай Хосров.
Есть мнение, что «балоч» означает «мобильный», а так же, что «балоч» - изменённая форма персидского слова «балут» т. е. пустыня.

Эндоэтнонимы :
По-персидски - « بلوچ »;
по-пенджабски - «بلوچ»; по-английски - «Baloch people»; по-курдски - «Belûç»; по-азербайджански - «Bəluclar»; по-немецки - «Belutschen»; по-испански - «Baluchi»; по-французски - «Baloutches»; по-турецки - «Beluciler»; по-арабски - « بلوش »; по-польски - «Beludżowie»; по-украински - «Белуджі»; по-болгарски - «Белуджи»; по-русски - «Белуджи»; по-сербски - «Белуџи»; по-пенджабски - «بلوچ»;  

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Язык :
Белуджский (
بلوچى زبان) > Белуджская ветвь > Северозападно-иранская подгруппа > Иранская группа > Индоевропейская языковая семья
Довольно архаичный белуджский язык распадается на многочисленные племенные диалекты, объединяемые в две группы: западную и восточную в соответствии с делением белуджских племён. Между западными и восточными диалектами расхождения довольно существенные и взаимопонимание между их носителями в ряде случаев сильно затруднено. Белуджским языком активно владеет также большинство брагуйского населения.
Большинство белуджей двуязычны (белуджский + местный официальный язык).
Письменность :
На основе арабской графики :

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Религия :
Большинство верующих белуджей исповедуют ислам (ханафитского мазхаба).

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Субэтносы :
Пакистанские балочи разделены на две группы: сулаймани и макрани.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.

все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Социальная организация :
Белуджский народ состоит из множества племён : ahmedzai, ahmedani, ameeri, askani, amirari, almani, badezai, bagayzanii, bahawalanzai, bangulzai, balochs (cарбанд в том числе мини-группы, как племена, mohammadzai, shadadzai, zahnoozai и marizai), badini, bahawalanzai, bangulzai, banulzai, barazani, barija, barr, bhutani, bijarani, bijarani Buledi, bizenjo, bugti, buledi, bulfati, barzoi, bhutani, brahmani, bulfati, buledai, buzdar, bijjarzahi, bijarani, badini, bangulzai (говорят на брагуи), barr(tribe), baranzai, barakzai, barazani, bahalkani, bakhrani, chutani (khoso), chakerzehi, chang, chandio, chakrari, changwani, dahar, damanis, dashti, dehani, darzada, dehwar (говорят на фарси), dareshak, dannarzai, drakhshaan, doambki, durrazai, dannarzai, dareshak, dehwar, domki, esani, fatahni (umrani), gabol, gadhi, gurmani, ghazini, ghanbarzehi, gamshadzehi, gajani, gorgage (gorgij), gashkori, gorshani, gichki, gol, gyandar, gadani, gurgunari (говорят на брагуи), gopang, hajana (разбросаны в Дера Гази Хан и Rajanpur), hasni, hooth, ismailzahi, indhar, ja'am, jagirani, jаt, jamali, jatoi, jadgal, jamot, jamaldini, jarwar, jattak (говорят на брагуи), jiskani, jatt, joonglani - (Juglani), jakhrani, kalmati-kalmathi, kalpar, kашани, kenagzai, khosa, kheazai, khetran, kizilbash, kolachi, korai, kurd, kambarzahi, kupchanis, kahodai-Korai, kambarzahi, kenagzai, khalol, khosa, kora, kulachi, kurt, laskani, laghari Легари, lamba, langhani, lari, lasi, lehri (говорят на брагуи), loharani, lanjwani, lund, langove (говорят на брагуи), magsi, meerwani (говорят на брагуи), mazari, marri, mastoi, mashori [bugti], masuri, mengal, mobaraki, moosiani, mondrani, malghani, muhamad hassani, mohammadzahi, mamhdani, mirani, mullazai, nausherwani, nchari [Zehri] (говорят на брагуи), nothazai, narooie (Narouei), nutkani, nauri, naukri, nindwani, pirkani (говорят на брагуи), pandrani, qalandrani (говорят на брагуи), qandrani (говорят на Seraiki, живут в Basira Muzaffargarh), qambrani (говорят на брагуи), qaisrani, qasimzahi, rahija, ramzahi, rahmanzai, rahimi, raisi, raisani (говорят на брагуи), rakshani, rigi, rind, roonjha, rodini (говорят на брагуи), rodnani, sanjrani, samma, shirani, shah-bakhsh, sherzai, shahwani Большая часть Shahwani Buzdar живет в Theekar (Barthi), shambezai, shambhani, shambhani (колено Chandio), sakhani, seyahsawar, sargani, sardaizai, sadozai, saravani, sarparah, sethwi, sundrani, sumalani (говорят на брагуи), sajdi-shawani (говорят на брагуи), siyahpaad, taherza, talpur, tanwri, tauqi, tolag-gichki, umrani, wadela, yarahmadzahi, zarakzahi (говорят на брагуи), zehri (говорят на брагуи), zehi, zarrani, zardari.
Семья :
Система родства арабского типа.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Расселение балочей было вызвано сельджукскими походами XI века.

Существуют различные мнения о происхождении белуджей, в том числе арабского, турецкого, иранского, а так же потомками итальянцев, которые мигрировали в Белуджистан с Александром Македонским и не вернулись обратно. Л. М. Дам считает, что белуджи являются исконными Ирани, которые мигрировали вдоль южного побережья в Каспийского моря. Л. В. Ошанин, известный советский антрополог, поддерживает теорию Л. М. Дама. Северные и южные белуджи, однако, считают себя арабского происхождения, и Алеппо (Сирия) их первой родиной. Нет сомнений в том, что племена, белуджей, особенно Бугти и Ринд, присоединились к белуджам в ходе войны в их регионе, поскольку на тот момент там было много арабов. С этой точки зрения, белуджи являются арабами и Рай Бахадур Хетораам также согласна с этим и определяет их как потомков Хазрата Эмир Хамзы, дяди Хазрата Мухаммада. Но что касается самих Белуджей, их осознание себя как народа тесно связано со скупой и суровой землей, где они живут, по меньшей мере, уже тысячу лет. Согласно «Даптар Шаар» («Хронике Поколений»), древней балладе, популярной среди всех семнадцати главных белуджских племен, Белуджи и Курды, родственные ветви одного племени,являются арабами племени Курайшитов, основанным Хазрат Ибрагимом и мигрировали к востоку от Алеппо (современная Сирия) незадолго до Христа в поисках новых пастбищ и воды.
Одни исследователи пытаются этнически связать это племя с семитскими Халдеями – правителями Вавилона, другие – с ранними арабами, в то время как третьи – с арийскими племенами родом с Малой Азии. В любом случае, они все согласны с тем, что Курды направлялись в сторону Ирака, Турции и северо-западной Персии, а Белуджи в это время двигались внутрь прибрежных территорий вдоль южного берега Каспийского моря, позже осев там, где сейчас Иранский и Пакистанский Белуджистан.
Миграция продолжалась в течение VI-XIV вв. Белуджистан называют «свалкой, куда Аллах выбросил мусор (остатки) после Создания мира». По разным данным, белуджей, среди которых весьма сильны родоплеменные и феодальные отношения, насчитывается от 5 до 19 миллионов. Разброс оценок их численности велик, и объясняется тем, что власти стран, на территории которых проживают белуджи, стремятся преуменьшить реальные цифры. Вместе с ней – и проблему. В то же время представители национального движения белуджей - по вполне понятным причинам – видимо, несколько завышают эту цифру.
В восточной иранской провинции Систан и Белуджистан со столицей в Захедане проживает до 5 миллионов белуджей, в афганской провинции Нимроз, частично в провинциях Фарах и Гильменд - до 2 миллионов, в пакистанском Белуджистане – около 8 миллионов. В Пенджабе, провинции Пакистана почти 35% населения белуджи. Большинство из них говорят на языке «Сараики», но в районе Пенджаба «Джханг», большинство населения белуджей говорят на «Панджаби».

Вполне возможно, что белуджей гораздо больше, помимо тех, кто разговаривает на своём родном языке. Тогда, однако, возникает вопрос о том, кто является или не является белуджем, так как многие окружающие народы утверждают, что белуджи происхождению, но не говорят на белуджском.
Брагуи, например, жили в непосредственной близости к белуджам, впитали существенных языковые и генетические элементы от белуджей и во многих случаях неразличимы. Несмотря на очень немногие культурные отличия от белуджей, брагуи по-прежнему рассматривается в качестве отдельной группы с учетом языковых различий. Показатель населения белуджей может быть ещё выше, если в их число будут включены "белуджи", которые говорят на разных языках, как, например, сараики, синдхи, пенджабцы и брагуи, и которые часто утверждают, что их предки белуджи.
Многие белуджи вне Белуджистана также двуязычные или смешанного происхождения из-за их близости к другим этническим группам, в том числе синдхи, брагуи, персы, сараики и пуштуны. Большое количество белуджей мигрировали и живут в соседних провинциях Белуджистана на протяжении столетий. Кроме того, многие белуджи, проживают в других частях мира, большинство из них в странах Персидского залива. Значительное население белуджей проживает в западных странах, таких как Швеция и Австралия.
Известно, что многие белуджи поселились в Австралии в 1800 г. и в настоящее время в четвертом поколении белуджи до сих пор живут в этой стране, в основном в Перте. Южные белуджи (макрани) начали мигрировать так же и в Оман из прибрежного района Белуджистана на арабскую землю около 200 лет назад, прежде чем там была обнаружена нефть. Белуджи в Омане сохранили свои этнические и языковые различия. Южные белуджи составляют примерно 35% населения страны.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

По разным данным, белуджей, среди которых весьма сильны родоплеменные и феодальные отношения, насчитывается от 5 до 19 миллионов. Разброс оценок их численности велик, и объясняется тем, что власти стран, на территории которых проживают белуджи, стремятся преуменьшить реальные цифры. Вместе с ней – и проблему. В то же время представители национального движения белуджей - по вполне понятным причинам – видимо, несколько завышают эту цифру.
В восточной иранской провинции Систан и Белуджистан со столицей в Захедане проживает до 5 миллионов белуджей, в афганской провинции Нимроз, частично в провинциях Фарах и Гильменд - до 2 миллионов, в пакистанском Белуджистане – около 8 миллионов. За рубежом, в основном в государствах Персидского залива - не менее миллиона человек. В этом-то и заключается основная проблема. Довольно крупный этнос со своими четко выраженными национальными чертами, многовековой историей и самобытной культурой, как и гораздо более многочисленные курды, не имеет своей государственности. Он искусственно раздроблен на части, лишен элементарных национальных прав, более того, белуджи подвергаются разнообразным формам угнетения, насильственной ассимиляции и влачат жалкое существование.
В Иране средний доход белуджа не превышает трех долларов в день, а в соседнем Пакистане три четверти белуджей живут ниже официальной черты бедности. Не лучше картина и в Афганистане. Более половины белуджского населения неграмотно, а национальный язык повсеместно запрещен для официального пользования. Его не преподают в школах, издающиеся на нем газеты и журналы выходят мизерным тиражом. К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские колонизаторы. Оберегая жемчужину британской короны, Индию, Лондон в своей стратегической «большой игре» с российской империей за влияние и господство в регионе рассматривал белуджей как весьма ценную фигуру. Они традиционно тяготели к России, поэтому Британия манипулировала разрозненными княжествами или ханствами белуджей, чтобы не допустить там распространявшегося из Средней Азии российского влияния. К концу XIX века эти княжества по инициативе Лондона были поделены между Ираном и Афганистаном, а наиболее крупное княжество Калат, в результате неравноправного договора 1876-го, фактически стало британским протекторатом и вошло в британскую Индию. Белуджи под руководством своих племенных вождей неоднократно поднимали восстания, но были неизменно биты превосходящими силами Ирана и британской империи. На долгие годы национальное движение белуджей оказалось в состоянии спячки.
Пробуждение, хоть и на короткое время, наступило вслед за уходом англичан из Индии после второй мировой войны. С образованием независимой Индии почти на год был восстановлен статус независимого княжества Калат. Но после отделения от Индии Пакистана независимое государственное образование белуджей было им поглощено - при явном одобрении Запада.
США и Британия опасались, что белуджи с помощью СССР создадут просоветское государство. Страхи Запада не были лишены оснований. Подтверждение тому я обнаружил три десятилетия спустя. В течение всего периода присутствия советских войск в Афганистане белуджи весьма лояльно и доброжелательно относились к ним. Мне довелось в те годы встретиться с руководителями города Заранджа, столицы провинции Нимроз. Они рассказали, что с нетерпением ждут прихода «родной Красной армии», поскольку рассматривают ее как свою освободительницу. Всеми делами у них ведают местные выборные советы, которые украшают портреты классиков марксизма-ленинизма, действуют молодежные и пионерские организации, сформировано ополчение, которое готово поддержать советские войска и помочь им в случае необходимости выхода на побережье Аравийского моря. При этом представители совета Заранджа делали особый акцент на традиционной тяге белуджей к России - как противовесу британскому колониализму и препятствию на пути американской экспансии. Гости уверяли, что эти чувства разделяют их собратья в Иране и Пакистане.
После поглощения ханства Калат зависимый от Запада Исламабад, входивший в военно-политический блок СЕНТО, предпочитал опираться на белуджских сардаров - родоплеменную и феодальную знать. Новый этап истории пакистанских белуджей начался с 1970-го, когда их княжества были объединены в провинцию Белуджистан. Этот шаг пакистанских властей помог этнической консолидации белуджей и укреплению их национального самосознания.
Попытки центральных властей Пакистана отменить в 1973-м остатки местного племенного права и такую форму самоуправления как совещания представителей племен, джирги, арест противившихся этому видных племенных вождей спровоцировали восстание. Более того, во всем районе компактного расселения белуджей стали образовываться политические организации – от религизно-экстремистского толка до радикально-левацкого. Именно к этому периоду относится зарождение Армии освобождения Белуджистана (АОБ) - военизированных формирований, способных вести партизанскую войну. Хотя восстание, продолжавшееся четыре года, и было подавлено, но Исламабад, в конце концов, пошел на некоторые уступки. В университете столицы Белуджистана, Кветты, стали преподавать язык белуджей, а на государственные посты были назначены видные представители местной родоплеменной верхушки. Кроме того, власти страны объявили о планах развития населенных белуджами районов, в частности - строительстве коммуникаций и дорог, а также крупного порта и прилегающей к нему зоны свободной торговли. Планы Исламабада по развитию региона, включая продолжение строительства крупного порта, прокладку нитки газопровода из Туркменистана к побережью Аравийского моря и такой же нитки из Ирана в Индию по территории провинции белуджские националисты встретили скептически. Они убеждены: все это служит исключительно интересам Исламабада, пенджабской буржуазии, и транснациональным корпорациям - в последнее время в регион активно проникает китайский государственный капитал - а отнюдь не белуджам. Отношения провинциальных властей с Исламабадом испытывали приливы и отливы, однако неизменно обострялись, когда в стране к власти приходили военные. Горести белуджей, равно как и список их претензий к центральным властям, дополнили испытания пакистанского ядерного оружия в 1998-м. Они прошли на территории Белуджистана в пустынном районе Чагани. Обширные площади и многочисленные источники воды подверглись радиоактивному заражению, многие местные жители вынуждены были эмигрировать. Новое обострение отношений белуджей с центральными властями Пакистана произошло после прихода к власти в Исламабаде генерала Первеза Мушаррафа.
В провинции Белуджистан активизировалось партизанское движение, видную роль в котором играл харизматический вождь племени бугти - Наваб Акбар Хан Бугти. Умеренное крыло белуджей – сам Наваб Акбар Хан и Национальная партия во главе с Ахтаром Менгалом – выступали за укрепление автономии белуджей в рамках Пакистана при одновременном интенсивном развитии самой провинции Белуджистан. Тем не менее, власти отвергли переговоры, ответили усилением репрессий и карательных операций в рамках «священной войны против террористов». Из провинции потекли во всевозрастающем объеме потоки беженцев. В 2006-м Наваб Акбар Хан был убит.
Гибель лидера обострила партизанскую войну, умеренные во главе с Ахтаром Менгалом – сыном известного вождя - покинули все официальные посты в администрации провинции и перешли в оппозицию. Сам Ахтар Менгал был арестован и до сих пор находится в заключении. Вполне логично, что усилились позиции сил, которые отвергают идею большей автономии для белуджей в составе Пакистана и ратуют за независимость Белуджистана. За последние пять лет не проходит и дня без сообщений об акциях партизан-белуджей против пакистанских войск, которые несут существенные потери.
Партизанские действия развертываются и в иранском Белуджистане. Однако Тегеран проявляет крайнюю жесткость по отношению к белуджам, применяет к ним репрессии и абсолютно не готов признать их исконные национальные права. В Афганистане же белуджи фактически сами управляют своими делами и не вмешиваются в политическую жизнь Кабула, у которого пока не доходят руки до отдаленных, населенных белуджами районов. Не выказывают они и активной поддержки действующим на юге страны талибам.
Недавние выборы в Пакистане, победа на них светской оппозиции вселили в белуджей надежду на конструктивный диалог с Исламабадом и решение проблемы демократическим путем. Но отведенное белуджскими радикалами время для мирного варианта развития событий стремительно истекает.
Как заметил председатель Национальной рабочей партии белуджей Юсуф Мусти Хан, «еще несколько месяцев, и если кто-нибудь захочет посетить наш регион, то ему надо будет не испрашивать разрешение в Исламабаде, а получать визу у властей Белуджистана».

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (17.12.2012)
Просмотров: 1797 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz