НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Ингуши - Гlалгlай
Ингуши (самоназвание по-ингушски : мн. ч. - Гlалгlай; ед. ч. - Гlалгlа;) - субъектообразующая нация Республики Ингушетия (Гlалгlай Мохк) в составе Российской Федерации.
Oбщая численность - около 1 500 000 чел., численность в РФ - 413 016 чел. (2002), численность в Ингушетии (Гlалгlайче) - 361 057 чел. (2002), компактно проживают в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания -
21 442 чел., за пределами Российской Федерации - в Казахстане - ~ 15 тыс., Турции - ~ 30 тыс., в Сирии, Ливане и Иордании по ~ 20 тыс. 
Помимо этого в Турции и странах Ближнего Востока проживает общность ингушей - карабулаки (орстхойцы), численностью около 350 000 человек, иногда их выделяют в отдельный этнос. Воинственные карабулаки до середины XIX века занимали земли Терско-сунженской равнины.
После окончания Кавказской войны 2/3 карабулаков переселились в Османскую империю. Оставшаяся часть смешалась с ингушами и чеченцами.
Родным языком для всех карабулаков является ингушский. Таким образом, вместе с карабулаками численность ингушей во всем мире превышает 1 млн. человек.

Российская Федерация - 413 016 (2002)
       Республика Ингушетия : 361 057 (2002)
           г. Москва : 4 050 (2002)
       Московская область : 572 (2002)
       Республика Северная Осетия - Алания : 21 442 (2002)
       Чеченская Республика : 2 914 (2002)
       Ставропольский край : 1 751 (2002)
       Кабардино-Балкарская Республика : 1 236 (2002)
       Республика Дагестан : 272 (2002)
Турция - ~ 30 000
Сирия - ~ 20 000
Ливан - ~ 20 000
Иордания - ~ 20 000
Казахстан - 15 120 (2009)
Киргизстан - 568 (1999)
Украина - 455 (2001)
Белоруссия - 88 (2009)
Латвия - 36 (2010)

Эндоэтнонимы :
По-русски - «Ингуши»; по-чеченски - «Гlалгlай»; по-осетински - «Мæхъæл / Хъулгъа»; по-грузински - «გლივი / გლიგვი»; по-аварски - «Гъалгъаял»;
  по-лакски- «Ингуш»;  по-лезгински - «Ингъушар»; по-абазински - «Игвыш»; по-карачаево-балкарски - «Юнъюш»;  по-турецки - «İnguşlar»; по-абхазски - «Аингәышьцәа»; по-армянски - «Ինգուշներ»; по-английски - «Ingushes»; по-немецки - «Inguschen»; по-украински - «Інгуши»;

Язык :
Ингушский (Гlалгlай мотт) > Нахская подгруппа > Нахско-дагестанская группа > Северокавказская семья
Выделяются следующие диалекты ингушского языка: плоскостной (равнинный), джейрахский (фепинский) и галгаевский. 
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
Аа АЬаь Бб Вв Гг Гlгl Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк КХкх КЪкъ Кlкl Лл Мм Нн Оо Пп Пlпl Рр Сс Тт Тlтl Уу Фф Хх ХЬхь Хlхl Цц Цlцl Чч Чlчl Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя ЯЬяь lАlа

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Религия :
Большинство верующих ингушей - мусульмане-сунниты.
Первые христианские миссионеры появились в Ингушетии в Средние века из Грузии, но ингуши всё ещё оставались в своём большинстве язычниками.
Ислам (Бусалба ди) приняли чуть более 200 лет назад. Исповедуется умеренный ислам, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.
Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката (толкования), основанного на учении шейха Бахауддина Накшбанди и перса Абд ал-Кадира ал-Джилани.
Около 80 % ингушей составляют хаджи-мюриды, последователи устаза Кунта-Хаджи из с. Иласхан-Юрт.
15 % ингушей - накшбандийцы - приверженцы учения тихого зикра устаза Дени Арсанова и его сыновей Баха и Ильяса.
Последователи учения устаза Батал-Хаджи составляют 3 %.
Встречаются и приверженцы других течений в исламе.

Субэтносы :
В Турции и странах Ближнего Востока проживает общность ингушей - карабулаки (орстхойцы), численностью около 350 000 человек, иногда их выделяют в отдельный этнос.

Раса :
Относятся балкано-кавказской подрасе большой европеоидной расы.

Социальная организация :
Шахар (инг. шахьар - общество, область, объединение) - союз тейпов, ингушское название тукхума. Ингуши как и чеченцы после монголо-татарского нашествия стали объединяться в союзы тейпов для более эффективного отражения нападений врагов. В условиях отсутствия княжеской власти и господства народной демократии это был наиболее подходящий для ингушей институт административно-политического устройства. Роль исполнительной власти в шахаре осуществлял совет старейшин, из их членов выбирались делегаты для участия в ежегодном общеингушском собрании всех шахаров - Мехк-кхел - который решал вопросы внешней политики ингушей. Существовало пять шахаров - Хамхинский (Галгаевский), Цоринский, Орстхоевский, Джейрахский и Мецхальский (Фяппинский). После возвращения ингушей на равнину и вхождения в состав Российской империи к XIX веку значение шахаров в политической жизни ингушей утрачивается, и продолжают играть роль при учитывании происхождения того или иного тейпа и его родства. На смену шахарам приходит территориальная организация - Лоамарой, Галашевцы, Назрановцы.
Семья :
Система родства английского типа. Семья расширенная.

------------------------------------------------------------------------------------------------

10000-7000 гг. до н. э. Происходит миграция предков ингушского народа и носителей языка к склонам кавказских гор из т. н. Плодородного полумесяца. Происходит развитие земледелия, ирригации и одомашнивание диких животных.
6000-4000 гг. до н. э. Эпоха неолита. Развивается гончарное производство. На месте древних поселений, обнаруженных не так давно около Али-Юрта и Магаса, найдены орудия труда, сделанные из камня: каменные ножи и топоры, шлифовальные камни, камни с просверленными в них отверстиями, глиняная посуда и т. д.
Кроме этого, на равнинах обнаружены строения, сделанные из глиняных кирпичей. В горной местности есть сооруженияб сделанные из камня и окруженные стенами. Некоторые такие постройки датируются 8000 до н. э.
4000-3000 гг. до н. э. Верховая езда на лошадях становится обыкновенной деталью быта. Согласно находкам, сделанным около сел Насыр-Корт, Мужичи, Сурхахи и города Назрани, можно говорить, что в регионе создаются предпосылки для возникновения металлургии, производится выплавка меди, золота, серебра и железа для нужд повседневного быта и военного дела.
Среди находок не только хорошо исполненные блюда, но и воинские доспехи, кинжалы, ножи, наконечники стрел.

Дзурдзук является легендарным предком нахских народов, в том числе чеченцев и ингушей, которые лингвистически близко родственны.
Древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) упоминает северокавказский народ «гаргарейцы», живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей — «галгаи».

Анания Ширакаци - армянский географ и картограф VII века - упоминает народ «нахчаматьян», границы расселения которого примерно соответствовали нынешней Чечено-Ингушетии.

По другим данным, легендарными предками ингушей и чеченцев являются дзурдзуки, упоминаемые арабскими географами IX—X веков. Дзурдзуки просуществовали до XIV века. В 1395 году объединение было уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. При этом, часть равнинной территории современной Ингушетии входила в состав Алании.

Согласно данным историка Умалата Лаудаева, в преданиях чеченцев и ингушей их предки называются «керестанами», то есть христианами. Христианство распространялось среди народов Северного Кавказа начиная с VII века н. э., когда епископ Исраэль из Албании Кавказской насильно крестил северокавказских «гуннов», то есть савиров. Однако вплоть до начала XVIII века, когда Термаол стал насаждать среди чеченцев ислам суннитского толка, вейнахи сохраняли язычество.

В XV веке ингуши предпринимают попытку возвращения на равнины. Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года, поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным, ингуши были вынуждены вновь уйти в горы.

В этот период началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское (Хамхой шахьар), Цоринское, Джейраховское, Фяппинское (Фяппи шахьар) (Кистинское), проживавшие в горах, начали возвращаться на равнины в XVI—XVII веках, главным образом, на Тарскую долину, где в конце XVII века было основано селение Ангушт. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

Хотя русский князь Святослав, победив хазар, совершил поход на Северный Кавказ еще в 965 году, русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии. В документах Московской Руси XVI—XVII вв. они называются «мичикизами» - по реке Мичик или от кабардинского «мичигыш».

Западная часть ингушского общества добровольно вошла в состав Российской империи в 1810 году. В восстаниях против российской администрации они участия практически не принимали, номинальным был и их вклад в войну с Россией 1817-1864 годов.

Установление Советской власти на Северном Кавказе благотворно сказалось на положении ингушей, получивших земли русских казаков и осетин, в Гражданскую войну в массе своей поддержавших белых. Согласно БСЭ в 1920 году среди ингушей было 3 % грамотных, а уже к 1940 году грамотность среди ингушей составляла 92 %. Об идентичности ингушей к моменту установления советской власти, Шнирельман пишет:

У ингушей в те годы тоже ещё не сложилось сознания своего единства и не было единого самоназвания. Побывавший у них в 1920-1922 гг. лингвист проф. Н. Ф. Яковлев отмечал, что в ингушском языке не было понятия о народности, и обитатели Ингушетии иной раз определяли свою идентичность по аулам или жившим там фамилиям. Он признавал, что ингуши имели самоназвание «галгай», но отмечал, что у них не было специального этнического названия для своего языка, и они называли его просто «наш язык». А ешё раньше Лаудаев сообщал, что ингуши прежде назывались по фамилиям: галгай, галой, ингуш (ангушт) и пр., а после того, как спустившиеся па плоскость ингуши основали аул Несер (Назрань), они стали называть себя пo его имени. В 1930 г. один из первых крупных советских кавказоведов А. Н. Генко также не обнаруживал у ингушей сознания этнического единства. Известный русский археолог Е. И. Крупнов считал, что никакого единого названия у ингушей в XVII в. ещё не было, и даже в 1832 г. царские чиновники не считали их единой общностью. В первой половине и середине XIX в. русские документы называли их то «ингушским», то «назрановским народом».
По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей, а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек.

Во время Великой Отечественной войны ингуши, наравне с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с нацистами. Ингуши были депортированы в Казахстан и Сибирь, по оценкам потери от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1957 году, после смерти Сталина.
В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в иных границах, нежели были у неё до момента выселения 23 февраля 1944 года - часть современного Пригородного района, входившая в состав Ингушетии, была оставлена Северной Осетии. Вместо утерянных таким образом земель республике были приданы три района Ставропольского края. Обвинения в пособничестве Третьему Рейху официально были сняты лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Союза.

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». В октябре-ноябре застарелый осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин), от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию.

Культура :
Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции.
Популярными музыкальными инструментами являются дечиг-пондар (вид балалайки), кехат-пондар (аккордеон, используемый преимущественно для аккомпанирования девушкам), мирз-пондар (трехструнная скрипка), зурна (вид кларнета), тамбурин и барабаны.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (03.01.2013)
Просмотров: 2103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz