НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 06:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Калмыки - Хальмгуд
Калмыки (самоназвание по-калмыкски : мн. ч. - Хальмгуд; ед. ч. - Хальмг;) - субъектообразующая нация Республики Калмыкия (Хальмг Таңhч) в составе Российской Федерации (Орсн Орн Нутг).
Общая численность -
~ 410 000, численность в РФ - 183 372 чел. (2010), численность в Калмыкии - 162 740 чел. (2010) -  56,4 %, большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) - по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) - около 150 тыс. человек.

Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии - свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» : в США - ~ 2 000 чел. и Франции - ~ 1 000 чел. (в основном потомки «антисоветских элементов», откочевавших с вермахтом в Европу).  

В декабре 1943 года калмыки были незаконно депортированы в Сибирь. Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии.
Депортация стала национальной катастрофой. С момента депортации и до апреля 1946 года значилось 14 343 умерших калмыцких поселенцев. При этом рождаемость среди калмыков была крайне низкой. Из 97-98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек. Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая АССР прекратила свое существование. Её районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края.
Лишь в 1956 калмыки были реабилитированы.

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом:

Динамика численности калмыков в Калмыцкой АССР / Республике Калмыкия :

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Калмыки :

64 882 (35,1 %)

146 316 (45,4 %)155 938 (50,2 %)162 740 (56,4 %)

Российская Федерация - 183 372 (2010)
    Калмыкия - 162 740 (2010) -  56,4 %
    Астраханская область - 6 624 (2010)
          г. Москва - 3 996 (2010)
    Волгоградская область - 1 617 (2010)
КНР - ~ 170 000
Монголия -
~ 150 000
Киргизия - 5 825 (1999)
Франция -
~ 1 000
Казахстан - 422 (2009)
США - ~ 2 000

Автоэтноним :
Калмыки (европейская часть ойратов) называют себя «Хальмг» (что означает «оставщиеся»), «Өөрд» (oyirad - написание на ойратском литературном языке) или «Дөрвн Өөрд», что означает «четыре народа» (одна из версий, есть и другие).
Ойраты КНР также называют себя монголами.

Эндоэтнонимы :
По-русски - «Калмыки»; по-бурятски - «Хальмаг»;
по-монгольски - «Халимаг»; по-английски - «Kalmyks»; по-китайски - «卡尔梅克人»; по-казахски - «Қалмақтар»; по-киргизски - «Калмактар»;  по-осетински - «Хъалмыхъ»; по-аварски - «Калмыкал»; по-ингушски - «Гlалмакхий»; по-чеченски - «Гlалмакхой»; по-украински - «Калмики»; 

Название «калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся». Так западные тюрки называли своих соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним «калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. его стали использовать и сами калмыки.
Калмыки известны в русском языке также как «Ойраты» (искаженное самоназвание калмыков - «Өөрд»; этноним ойраты, использовался до 1948 г. в отношении алтайцев, которые традиционно назывались русскими как белые калмыки), джунгары, западные монголы, калмыки, а в других языках как Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.

Язык :
Калмыцкий (Хальмг келн) > Монгольская группа > Алтайская языковая семья  
* Язык поволжских (приволжских) калмыков
      Торгутский диалект
         + Оренбургский говор
         + Уральский говор
         + Каспийский говор
         + Волжский говор
         + Хошутский говор
         + Икицохуровский говор
      Дербетский диалект
         + Бага-дербетский говор
         + Ики-дербетский говор
      Бузавский диалект (донских калмыков)
* Кобдо-ойратский (алтае-саянский) язык
      Дербетский диалект
      Баитский диалект
      Торгутский диалект
      Захачинский диалект
      Дамби-элетский диалект
      Мингатский диалект
      Урянхайский диалект
      Хотонский диалект
* Торгуто-олётский язык
      Цинхайский (кукунорский) диалект
      Эдзинаско-алашаньский диалект
* Язык ойратов Синьцзяна
      Торгутский диалект
        + Говор синьцзянских цахаров
      Элютский диалект
      Хошутский диалект
* Дархатский язык (смешанный с халхаским)
* Диалект иссык-кульских (каракольских, кара-, сарт-) калмыков


По данным ЮНЕСКО калмыцкий язык, имеет некоторую опасность исчезновения. Указанная ситуация языкового сдвига (переход на русский язык) возникла после насильственной депортации калмыцкого народа в 1943-1957 гг. Примерно с 1970-1980 гг. калмыцкий превращается в анклавный язык, он вытесняется из городов и остается только в некоторых калмыцких сёлах (с подавляющим населением калмыков). Дети в г. Элиста в подавляющем большинстве не имеют представления о калмыцком языке, не владеют им. Калмыцкий остаётся средством общения лишь в некоторых селах, в основном Кетченеровского района Калмыкии. Юнеско отмечает, что все носители калмыцкого - билингвы (то есть свободно владеют русским). Число носителей калмыцкого языка с каждым годом уменьшается. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года о владении калмыцким языком заявило всего 80 546 человек (в ходе переписи 2002 года о владении калмыцким языком заявило 153 602 человека), что составляет менее 44 % от численности калмыков (183 372 (2010)).

В Калмыкии действуют 4 национальных детских сада, 10 национальных школ и гимназий, где до 8 класса часы калмыцкого языка - 4, после - 3 часа в неделю. В Центральном хуруле действуют бесплатные курсы по овладению калмыцким языком. Действует «Ойратский клуб» в г. Элиста, задачей которого является поддержание разговорной среды калмыцкого языка. В сети Интернет остро обсуждаются проблемы калмыцкого языка, существуют даже курсы калмыцкого языка в сети. Кроме того, действует национально-патриотическая организация «Иткл» призванная возрождать родной калмыцкий язык. Однако этих усилий все же недостаточно для решения проблемы калмыцкого языка. Представляется возможным расширение участия местных властей в данной проблеме, спонсорство со стороны бизнеса, создание бизнес-схем для популяризации языка.

Письменность :
Современная письменность с 1938 г. на основе кириллической графики :
Аа Әә Бб Вв Гг Һһ Дд Ее Ёё Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо) был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма.
В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.
В 1930 году был осуществлен перевод на латинизированный алфавит калмыцкой письменности с варианта старомонгольского алфавита, созданного в 1648 году Зая-Пандитом.
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Религия :
Большинство верующих калмыков - буддисты (тибетский буддизм школы Гелуг.).
калмыки, калмыкский язык, хальмгуд, хальмг, хальмг тангч, орсн орннутг, хъалмыхъ, ойраты, гlалмакхий, гlалмакхой, хальмаг, kalmouks, calmoucs, calmucks, kalmyks, баингол-монгольская, боротала-монгольская, автономная область, автономные области, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ураСубэтносы :
Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных ветви, или поколения, как называли их русские в XVI веке - торгоут (торгуд), дербет (дёрвюд), хошоут (хошуд), зунгар.
На европейской территории сформировалась новая ветвь - «бузава» (донские калмыки). Ранее так называлась часть торгоутов, дербетов и зунгар, живших на Дону рядом с донскими казаками. Но в данный момент бузава составляют третью по численности группу калмыков и имеют отличные от других особенности культуры (свои танцы, песни и др.).
С середины 20 в. происходит активное смешение различных групп и формирование единой калмыцкой нации.

Раса :
Относятся к южносибирской переходной расе.

Социальная организация :
Традиционная социальная организация - кочевая община.

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам.
Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

---------------------------------------------------------------------------калмыки, калмыкский язык, хальмгуд, хальмг, хальмг тангч, орсн орннутг, хъалмыхъ, ойраты, гlалмакхий, гlалмакхой, хальмаг, kalmouks, calmoucs, calmucks, kalmyks, баингол-монгольская, боротала-монгольская, автономная область, автономные области, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Кочевавшие в верховьях реки Енисей, в области, называвшейся Секизмурэн (Восьмиречье) предки современных калмыков в 1208 году были покорены Чингизханом и в монгольском войске составляли левое крыло - дзуун гар (отсюда названия - джунгары, Джунгария) .
Первоначально калмыки проживали в Джунгарии (которой называлась обширная страна между Алтаем, Тяньшанем, пустыней Гоби и озером Балхаш; в наше время Джунгарией принято называть только северную часть Восточного Туркестана или Синьцзяна), где после падения в 1368 году в Китае монгольской династии Юань племена цоросов (джунгаров), дербетов, торгоутов и хошоутов заключили союз "Дербен ойрот", т.е. "четыре близких", откуда первое историческое самоназвание калмыков - ойроты ("близкие").
Ойротский правитель Тогон-тайши (1418-1440) своим указом в 1437 году определил каждому своему подданному постоянное ношение особого отличительного знака "улан-зала" - красной кисточки на головных уборах (аналог чингисидской пайцзы).
В начале 17 века с усилением натиска халха-монголов, ханьских феодалов и казахских ханов предки калмыков откочевали в пределы русского государства. В приволжских степях калмыки (свыше 250 тысяч человек на 50 тысячах кибиток) появились в 1632 году под предводительством хана торгоутов Хо-Урлюка и заняли левый и правый берега р.Волги от Самары до Каспийского моря и Кубани.
В 1635 году примеру Хо-Урлюка последовали племена хошоутов во главе с Туру-Байху (Гуши-хан), не пожелавшем подчиняться Батору-хунтайджи, который в 1638 году провозгласил себя всеойратским ханом. С этих пор появилось современное самоназвание калмыков - "хальмг", буквально "остаток", т.е. те, кто не подчинился Батор-хунтайджи. В малонаселенных степях нижней Волги, по Дону и Манычу они образовали Калмыцкое Ханство, внутренняя жизнь которого определялась "Степным Уложением" (Цаарджин бичик). Из-за притеснений царской администрации в 1771 году подавляющая часть калмыков во главе с Убуши-ханом ушла в Китай, 2/3 из которых погибли во время перехода. В Калмыцкой степи осталась только та часть калмыков, 13 тысяч семей, которая не успела переправиться через Волгу и была задержана царской администрацией.
Калмыцкое Ханство было упразднено и калмыцкие улусы переданы в управление астраханским губернским властям.
В 1780-90-х гг. донские калмыки были включены в состав Области войска Донского с зачислением в казачье сословие. В 1861 году Большедербетовский улус был передан из Астраханской в Ставропольскую губернию.
25 марта 1917 года калмыцкие нойоны и зайсанги созвали съезд, который ходатайствовал перед Временным Правительством России о создании калмыцкого казачьего войска и автономии калмыцкого народа.
1 июля 1917 года решением Временного Правительства была образована Степная Область калмыцкого народа, а в сентябре 1917 года было создано отдельное Калмыцкое казачье войско.
4 ноября 1920 года совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР из частей территорий Астраханской, Царицынской, Ставропольской губерний, Донской и Терской областей была создана Калмыцкая Автономная Область.
До 1924 года администрация автономной области находилась в Астрахани, затем была перенесена во вновь построенный город Элисту.

калмыки, калмыкский язык, хальмгуд, хальмг, хальмг тангч, орсн орннутг, хъалмыхъ, ойраты, гlалмакхий, гlалмакхой, хальмаг, kalmouks, calmoucs, calmucks, kalmyks, баингол-монгольская, боротала-монгольская, автономная область, автономные области, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот - коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму.
С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней.
В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло.
Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые - рожь, пшеница, просо и др., технические культуры - лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.  

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками.
Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом.
Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь.
Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз - широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.  

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона.
Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених - дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.  

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках.
Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями. Этот праздник до сих пор почитаем у калмыков.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.
Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.
Йорял - один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких как: рождение ребенка, вручение подарков и др.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Diadka (05.01.2013)
Просмотров: 2853 | Теги: Калмыки, Хальмгуд, Калмыкия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz