НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Ханты - Ханти / Хандэ / Кантэк
Ханты (самоназвание по-хантски : мн. ч. - Ханти, Хандэ, Кантэк; ед. ч. - ...) - основная территория расселения Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Ханты-Мансийской автономной округ - Югра) в составе Российской Федерации.
Oбщая численность - ~ 31 500 чел., численность в РФ - 28 678 чел. (2002), численность в Ханты-Мансийском автономном округе -
17 128чел. (2002).
59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % - в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % - в Томской области
(Александровский и Каргасокский районы), 0,3 % - в республике Коми.  

Российская Федерация - 28 678 (2002)
   Ханты-Мансийский автономный округ - Югра : 17 128 (2002)
   Ямало-Ненецкий автономный округ : 8 760 (2002)
   Тюменская область : 26 694 (2002)
   Томская область : 873 (2002)
Республика Коми : 88 (2002)
Казахстан - 429 (2009)
Украина - 100 (2001)
Белоруссия - 14 (2002)

Автоэтноним :
На русский язык их самоназвание ханты переводится как человек.

Эндоэтнонимы :
Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917 г.) - «Остяки».
По-русски - «Ханты»; по-немецки - «Chanten»; по-эрзянски - «Хантт»; по-эстонски - «Handid»; по-фински - «Hantit»; по-ненецки - «Хаби»;

Язык :
Хантыйский (Ханты ясаӈ) > Обско-угорская ветвь > Угорская подгруппа > Финно-угорская группа > Уральская языковая семья
Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Бесспорным является выделение двух групп диалектов (наречий): западные (собственно хантыйские), подразделяемые на северные(диалекты обдорской группы (обдорский) и диалекты приобской группы: шурышкарский, березовский, казымский, среднеобский) и южные(иртышский, кондинский, демьянский), и восточные (или кантыкские, по самоназванию восточных хантов. Сургутская группа: тром-аганский, аганский, юганский, пимский говоры). Территориально смежные говоры и диалекты близки между собой, но крайние точки диалектного континуума имеют различия, которые затрудняют взаимопонимание носителей этих диалектов.

Численность хантов на протяжении XX века остается более или менее стабильной, но количество хантов, считающих хантыйский язык родным, заметно уменьшается: в 1959 их было 77 % при населении в 19 410 человек, в 1970 - 68,9 % (от 21 138 человек), а в 1989 - 60,5 %. Беспрерывно растёт доля хантов, владеющих русским языком (в качестве как первого, так и второго языка): 70,3 % в 1959 и 89,4 % в 1989. 
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
Аа Ää Ăă Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Әә Ӛӛ Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Ӆӆ Ԓԓ Мм Нн Ӊӊ Ӈӈ Оо Өө Ӫӫ Пп Рр Сс Тт Уу Ӱӱ Ўў Фф Хх Ҳҳ Цц Чч Ҷҷ Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Єє ҇Є҇є Юю ҇Ю҇ю Яя
Я̆ я̆

Религия :
Хотя ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр.

Субэтносы :
Среди хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией. На северных хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские ханты и др. 

Раса :
Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:
* низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин)
* общая грацильность (миниатюрность строения)
* неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте
* прямые мягкие черные или русые волосы
* тёмные или смешанные глаза
* заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус)
* различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью
* нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием
* ослабленный рост бороды
* относительно широкий рот
* небольшая толщина губ
* средневыступающий или убегающий подбородок
Социальная организация :
Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных хантов.
Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).
Семья :
Ещё в XVII-XVIII вв. нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. 

-----------------------------------------------------------
В основе формирования хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С XV-XVII вв. часть хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения хантов в XVIII-XX вв. особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция хантов на север и восток продолжалась и в XX веке.

До прихода русских в Сибирь у хантов были племена, большей частью ставшие позднее территориальными группами. В процессе межплеменных и иных военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племён - так называемые «княжества» (например, Пелымское, Конда и др.). Во главе их стояли представители родо-племенной знати - «князцы». Имущественная дифференциация была особенно характерна для оленеводов. Из родо-племенной знати были старшины, посредничавшие с русской администрацией. В 1930 был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь - автономный) округ. Под влиянием национальной государственности и движения в защиту своих территорий от промышленного освоения завершилась консолидация хантов в единый народ.

Традиционные занятия хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с XIX века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Около 30% хантов живёт в городах.

Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в XX веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х гг. в связи с переводом хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов («медвежий праздник»), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

 
Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (08.01.2013)
Просмотров: 1788 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz