НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Коми-пермяки - Коми-пермяккез
Коми-пермяки (самоназвание по-коми-пермяцки : Коми-пермяккез; а также коми-морт - «коми-человек», коми-отир - «коми-люди») - субъектообразующая нация Коми-Пермякского автономного округа (Коми-Пермяцкöй автономнöй округ) в составе Пермского края (Перем ладор) в Российской Федерации (Роч Федерация), в Красновишерском районе, по реке Язьве - язьвинские коми-пермяки, в Афанасьевском районе Кировской области (Киров лапӧл) - зюздинские коми-пермяки.
Oбщая численность - ~ 130 000 чел., численность в РФ - 125 235 чел. (2002), численность в Коми-Пермякском автономном округе - 80 327 чел. (2002).

Российская Федерация - 125 235 (2002)
   Пермский край : 103 505 (2002)
Коми-Пермяцкий автономный округ : 80 327 (2002)
Тюменская область : 3 397 (2002)
Ханты-Мансийский автономный округ : 2 704 (2002)
Свердловская область : 1 897 (2002)
Ростовская область : 1 811 (2002)
Республика Коми : 1 118 (2002)
Краснодарский край : 1 095 (2002)
Украина - 1 165 (2001)
Казахстан - 561 (2009)

Эндоэтнонимы :
Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917 г.) - «Пермичи».
По-русски - «
Коми-пермяки»; по-коми-зырянски - «Коми-пермякъяс»; по-английски - «Komi permians»; по-эрзямордовски - «Коми-пермякт»; по-удмуртски - «Коми-пермякъёс»; по-финнски - «Komipermjakit»; по-украински - «Комі-перм'яки»;

Коренное население Прикамья. До 1920-х гг. называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Коми-пермяцкий язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Процесс складывания коми-пермяков в единое этническое образование начался с 5 в. н. э. Предками коми-пермяков считаются племена родановской археологической культуры 9-15 вв.
В 1472 г. территория расселения коми-пермяков вошла в состав Русского государства. Процесс консолидации коми-пермяцкого этноса завершился после образования автономии в 1925 г. По переписи 1897 г. в Перм. губ. проживало 92 641 человек, считающих пермяцкий язык родным.
В 2002 г. в Российской Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в Пермской области проживало 103 505 человек, в т. ч. в Коми-Пермяцком автономном округе 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на Кировской обл. – 351 человек.
Общая численность ок. 151 000 чел.
Историческая территория коми-пермяцкого этноса - Среднее и Верхнее Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков - это 5 районов бывшего Коми-Пермяцкого автономного окр. (Косинский, Кочёвский, Гайнский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на северо-западе Пермского края.  

Язык :
Коми-пермяцкий (Коми-пермякöй кыв) > Пермская подгруппа > Финно-угорская группа > Уральская языковая семья

Имеет три диалекта:
* южное - включает кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский диалекты,
* северное - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский диалекты,
* верхнекамское - верховья Камы на северо-востоке Кировской области.
Коми-язьвинский - традиционно рассматриваемый в качестве четвёртого наречия - является отдельным, особым диалектом - промежуточным меж коми-зырянским и коми-пермяцким языками.
Письменность :
Современная письменность на основе кириллистической графики :
Aa Бб Bв Гг Дд Дждж Дздз Ee Ёё Жж Зз Ии İi Йй Kк Лл Мм Нн Оо Öö Пп Рр Cc Tт ТШтш Уy Фф Xx Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Религия :
Коми-пермяки приняли православие в 16 в., в Гайнском и Кочёвском р-нах встречаются старообрядцы.
Сохраняются дохристианские представления. Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения (быкобой в день Флора и Лавра, резали барана в Ильин день, куриц на Голендуху и т. п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному ведению хозяйства весь год. Различными поверьями, запретами, правилами поведения обставлялись рождение ребёнка, проводы солдата, свадьба и похороны.
До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности, представлении о мыже – каре умерших предков. Широко бытуют поверья о колдунах и знахарях, лесном, домовом, водяном, воздействующих в определенные ситуации на жизнь человека. В ведении хозяйственных дел коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура
Субэтносы :
Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп: северную (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского р-нов; южную (иньвенскую) на территории Юсьвинского, Кудымкарского р-нов.
Несколько этнических групп проживают в отрыве от основной части этноса: зюздинская в Афанасьевском р-не Кировской обл.; оханская, отмечавшаяся до нач. 20 в. в районе верхнего течения р. Обвы и ассимилировавшаяся к сер. 20 в.
Дискуссионным остаётся вопрос о месте коми населения по р. Язьва, в Красновишерском р-не Перм. обл. Одни исследователи склонны считать их частью коми-пермяцкого этноса. Другие определяют язьвинских коми-пермяков как самостоятельную этническую общность.
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура
Раса :
Относятся к беломорско-балтийской подрасе большой европеоидной расы с примесью уральского компонента.

Традиционные занятия :
Традиционные занятия коми-пермяков - земледелие и скотоводство. В сев. районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер. 20 в. было развито домашнее ткачество, местами – гончарное дело и др. ремесла и промыслы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. 19 в. заменяется уличной. Усадьба коми-пермяков имела различные способы соединения жилища и хозяйственных построек: часто встречается двухрядная и однорядная связь, встречаются и другие варианты. Жилая часть состояла из двух (изба, сени) или трёх частей (изба - керку, сени - посoдз, клеть - чом, заменявшаяся второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник - погрoб. Подальше от жилья и ближе к водному источнику строились бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось подполье, служившее местом хранения продуктов.
Интерьер избы северорусского варианта. Печь находится в углу от входа, устьем к передней стене, передний угол расположен напротив входа по диагонали от печи. Вход в подполье находился рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь. Традиционный женский костюм состоял из рубахи-становины, сарафана (дубасы, сушины, ситцевые сарафаны), передника - запона, поясов - йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Известно несколько головных уборов для замужних женщин. На юге преобладала шамшура, до сер. 20 века надевали косинки; на севере кокошник, который в сер. 20 в. был заменен моршнем.
Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны широкого покроя, пояса – тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся одежда изготавливалась из самотканого холста, только на праздники и в более позднее время (2-я пол. 20 в.) надевали одежду, сшитую из покупной ткани. Верхняя суконная и холщовая одежда - понитки, шабуры. На зиму из овчины шили шубы и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки, носки, портянки - нямoт. Из обуви были распространены лапти - нинкoм (на севере с косым носком, на юге - с прямым), которые поверх лыка оплетались берестой, опушнялись, привязывались к ноге шерстяными белыми, чёрными или красными повязками (вонь), кожаные коты и бахилы, валенки и пимы.
Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др. Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, например, обрядовые, хороводные и лирические песни. Центром национальной коми-пермяцкой культуры является г. Кудымкар, где сосредоточены основные культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. П. Субботина-Пермяка. Существует национальный Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького. Развивается художественная культура ( В. Н. Оньков, А. В. Мошев) и литература (В. В. Климов, В. Я. Баталов и др.). В каждом районе существуют небольшие фольклорные коллективы, широко известен фольклорный ансамбль «Шондiбан». В школах районных центров давно не преподается коми-пермяцкий язык, но в небольших селах и деревнях обучение родному языку продолжается. В целом для коми-пермяцкого этноса характерны двойственные явления – утрата языка и в какой-то степени самосознания некоторых представителей народа и возрождение интереса к нар. традициям, фольклору.

1 декабря 2005 был ликвидирован Коми-Пермяцкий национальный округ.

Динамика численности коми-пермяков в Пермской области (Коми-Пермяцким автономным округом) / Пермском крае :

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Коми-пермяки:

136 385 (4,56 %)

123 371 (3,99 %)103 505 (3,67 %81 084 (3,08 %)


Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (27.12.2012)
Просмотров: 4247 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz