НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Коми-зыряне - Комияс / Коми-войтыр
Коми-зыряне (самоназвание по-коми-зырянски : мн. ч. - Комияс / Коми-войтыр; ед. ч. - Коми-морт;) - субъектообразующая нация Республики Коми (Коми Республика) в составе Российской Федерации (Рочму Федерация).
Общая численность - ~ 300 000 чел., численность в РФ - 228 235 чел. (2010), численность в Коми (Коми му) -
202 348 чел. (2010) - 23,7 %, проживают также :

Российская Федерация - 228 235 (2010)
     Республика Коми : 202 348 (2010) - 23,7 %
     Архангельская область : 5 745 (2002)
     Ненецкий автономный округ : 4 510 (2002)
     Ярославская область : 346 (2002)
Украина - 1 545 (2001)

Автоэтноним :
Название коми происходит от названия реки Кама, таким образом словосочетание коми-морт («коми мужчина, человек») дословно означает «живущий на реке Кама». Гораздо реже употребляються такие формы самоназвания как - коми-йоз и коми-отир - «коми-люди»

Эндоэтнонимы :
Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917 г.) - «Зыряне».
По-русски - «Коми»; по-английски - «Komis»; по-коми-пермяцки - «Коми зыряна»; по-эрзянски - «Kомить»; по-хантыйски - «Саран»;
по-венгерски - «Komik»; по-эстонски - «Komid»; по-финнски - «Komit»; по-удмуртски - «Комиёс»; по-литовски - «Komiai»; по-немецки - «Komi»; по-украински - «Комі»;

Субэтносы :
В среде коми-зырян (учитывая историю их длительных миграций и затем расселения на значительной территории) выделяют ряд субэтнических групп: удорцы на Вашке и Верхней Мезени (коми удораса), вымцы (коми емватас) на Выми, нижневычегодцы (коми эжватас), сысоличи (коми сыктылса) по Сысоле, лузцы на Лузе и Летке (коми лузсаяс), позднее - в XVII-XVIII веках формируются северо-западные группы: верхнепечорцы (коми печераса) на Верхней Печоре и ижемцы (коми изьватас) на Ижме. Коми самоназвания этих групп происходят от названий соответствующих рек и собирательных суффиксов -tas, -sa.

Примерно к XVI же веку сложились и две обособленные группы коми : зюздинцы, живущие на Верхней Каме в Афанасьевском районе Кировской области (несколько тысяч человек), антропологически близкие к зырянцам но говорящие на верхнекамском диалекте коми-пермяцкого языка и сегодня в значительной мере обрусевшие, и язьвинцы, живущие отдельно от основного коми массива по р. Язьве в Красновишерском районе на северо-востоке Пермской области (не более 4000 человек). Коми-язьвинцы говорят на совершенно особом диалекте - промежуточным меж коми-зырянским и коми-пермяцким языками. По вероисповеданию язьвинцы являются старообрядцами.  
Язык :
Коми-зырянский (Коми кыв) > Пермская подгруппа > Финно-угорская группа > Уральская языковая семья
Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты.
Литературный язык коми основан на присыктывкарском диалекте.
Одной из черт, различающихся по диалектам, является согласная на месте исторического конечнослогового [-l]. На основе этого критерия выделяются:
* эловые диалекты - [l] сохраняется во всех позициях: кылыс «его язык», кыл «язык». Это среднесысольский, верхнесысольский, лузско-летский, печорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.
* вэ-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в [v]: кылыс, кыв. Это присыктывкарский (и основанная на нём литературная норма), нижневычегодский, удорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.
* нуль-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в удваивающуюся гласную (предшествующую [l] в слоге) или вовсе исчезает (через ступень [v]): кылыс, кыы или кы. Это вымский, ижемский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта.
Письменность :

В дохристианскую эпоху коми использовали рунические родовые знаки - пасы, вырезавшиеся на деревянных охотничьих календарях и прялках.
Попытки создания коми письменности на основе пасов, кириллицы и греческого алфавита православным миссионером Стефаном Пермским относятся к 14 в. Древнейшая сохранившаяся надпись на коми-зырянском языке, сделанная древнепермским письмом, находится на иконе «Зырянская Троица» XIV века, согласно преданию, написанной самим Стефаном.
Древняя коми азбука - анбур - просуществовала до 17 в., затем получила в пределах Московской Руси значение тайнописи.
C 17 в. используется письменность на кириллической основе (в 1930-1936 годах писали латиницей).
В 1918-1930 и 1936-1938 использовался алфавит Молодцова:

Аа Бб Вв Гг Ԁԁ Ԃԃ Ее Жж Җҗ Ԅԅ Ԇԇ Іі Јј Кк Лл Ԉԉ Мм Нн Ԋԋ Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Ԍԍ Тт Ԏԏ Уу Чч Шш Щщ Ыы
Современный алфавит, введённый в 1938 г., состоит из 35 букв на основе русского:
Aa Бб Bв Гг Дд Дждж Дздз Ee Ёё Жж Зз Ии İi Йй Kк Лл Мм Нн Оо Öö Пп Рр Cc Tт ТШтш Уy Фф Xx Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя

Религия :
Обращение в лоно православной церкви, образование Усть-Вымской епархии (в конце XVI века упразднена, а её территория подчинена Вологодской епархии - возможно, с этим актом связано прекращение письменной древнепермской традиции и забвение стефановской азбуки), создание письма и культового языка способствовали консолидации коми народа и его органичному врастанию в экономическую, социально-политическую и духовную жизнь складывающегося Российского государства.
Таким образом, видимо, к концу XV - началу XVI века подавляющее большинство коми было крещено и прочно включено в состав Российского государства. Это, безусловно, отразилось на традиционной духовной культуре коми, для которой характерно существование своеобразной и очень устойчивой народно-христианской традиции, весьма близкой севернорусской, а также - на традиционной материальной культуре, начиная с жилища и поселения и кончая декоративно-прикладным искусством, и в языке, изобилующем разновременными русскими заимствованиями.
В XVII веке коми, как и всё население Русского Севера, оказались вовлечены в церковный раскол, и с этого времени среди них распространено старообрядчество (среди удорцев и на Печоре, в основном - поморское согласие).

Раса :
Относятся к ильменскому и беломорскому типам беломорско-балтийской подрасы большой европеоидной расы.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:
Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.

Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов. Однако, у зырян были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральского типа у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами, хантами и манси. Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пермяков.

ДНК :
Было произведено 3 исследования Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I. Таким образом, полноценных исследований было 2. Вот их результаты:

* Komi Tambets 2004[18]
Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10
* Komi Rootsi 2004
Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105
* Komi Izhemski KOI Malyarchuk 2009
Total 54 N1b 17 % 9 большинство гаплотипов выглядят как N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1
* Komi Priluzski KOP Malyarchuk 2009
Total 49 N1b 14 % 7 большинство гаплотипов выглядят как N1b-A1 N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3

Также, было произведено исследование коми-зырян, веками проживающих на территории ЯНАО. Однако следует отметить, что размер выборки достаточно скромен - всего 28 человек. Результаты:
Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007 Total 28 N1b 35,7 % 10 некоторые гаплотипы выглядят как N1b-E N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4
Следует отметить, что результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий.

Семья :
Семья малая.

----------------------------------------------------------------------

Коми формировались на основе северных пермских племён, создателей сложившейся на базе ананьинской культуры гляденовской общности, распространившейся в III веке до н.э. - IV веке н.э. на верхней Каме и верхней Вычегде, и вырастающих из неё археологических культур: ломоватовской и сменяющей её в IX веке родановской в Верхнем Прикамье - и ванвиздинской и (с IX века) вымской в бассейне Вычегды. Разделение археологических культур, оставленных предками коми между бассейнами верхней Камы и Вычегды, согласуется с тем, что под общим самоназванием коми ныне существуют два народа: коми-зыряне, живущие в основном на территории Республики Коми (изначально - бассейн Вычегды), и коми-пермяки, живущие в основном на территории Коми-Пермяцкого национального округа в Пермской области (Верхнее Прикамье).  

По-видимому, впервые на страницы письменных источников коми попадают под вторым из этих имён: в русских летописях при описании событий X века уже встречается топоним Перемь / Перьмь. Первоначально территория, обозначаемая этим словом, локализовалась, видимо, где-то в районе Белого моря: ещё в XIV веке какая-то область на западном берегу Белого моря называлась в новгородских документах Колоперемь / Голопьрьмь. Такая первоначальная локализация Перми может рассматриваться как дополнительный аргумент в пользу старой гипотезы о связи этого названия с Bjarmaland - Биармией скандинавских саг и о возведении обоих слов к прибалтийско-финскому *perämä, букв. «задняя земля». Естественно, поскольку по данным топонимики, археологии и исторических источников ни коми, ни какие-либо пермяне вообще никогда не жили западнее рек Юга, Пинеги и Северной Двины в её верхнем течении, население беломорской «Перми», равно как и Биармии, следует считать прибалтийско-финским - очевидно, именно из языка этих периферийных прибалтийско-финских групп проникали в коми-зырянские диалекты (в особенности - в западные, прежде всего - в удорский) имеющиеся там прибалтийско-финские заимствования.

Влияние на предков коми сложившегося к началу X века на Средней Волге государства волжских булгар не было столь значительным, как на их южных родичей по языку, удмуртов, на сегодняшний день в коми языках обнаружено не более трёх десятков булгарских (древнечувашских) заимствований. Влияние сменившего булгарский язык в Среднем Поволжье в XIV-XV веках татарского языка коми диалектов непосредственно, по-видимому, не коснулось. Это связано не только с отдалённостью земель коми от поволжских центров, но и - в большей степени - с тем, что уже с XI-XII веков начинаются контакты предков коми с восточными славянами, в первую очередь с новгородцами, и древнерусский, а затем и русский язык начинают играть на севере пермского ареала ту роль, которую играли тюркские языки на юге. Очевидно, с доминированием различных в языковом, этнокультурном, политическом и конфессиональном отношении внешних воздействий связано окончательное обособление северно-пермских (докоми) диалектов от южнопермских (доудмуртских).

Видимо, уже в XII веке группы коми, обитавшие по Югу, Северной Двине, Пинеге, Выми, средней и нижней Вычегде (Пермь Вычегодская), Лузе (Лузская Пермца), находились в зависимости от Новгорода, а по крайней мере с 1178 года (основание Всеволодом Большое Гнездо крепости Гледень возле нынешнего г. Устюга Великого) попадают под власть владимирских князей. В конце XIV века эти земли, вместе с Новгородом были завоёваны князьями московскими. Следует полагать, что со стремлением Москвы окончательно закрепиться на северо-востоке была связана миссионерская деятельность cв. Стефана Пермского (приехал из Великого Устюга в Пырос, ныне - г. Котлас в 1379 году, умер в 1396 г.), крестившего коми, живших по Вычегде, Сысоле и Выми. Особой заслугой св. Стефана является создание коми азбуки (анбур) на основе славянского и греческого письма, и работа по переводу богослужебных книг и созданию соответствующей терминологии для коми языка, благодаря чему мы располагаем сегодня письменными памятниками коми языка XV-XVII веков (древнепермский язык).  

В житии св. Стефана, написанном сразу после его смерти священником Епифанием Премудрым, содержится первое упоминание этнонима зыряне - в форме сырняне (искажённое сырияне), среди прочих групп населения Пермской земли (это понятие здесь включало в себя земли по Вычегде, Вятке и верхней Каме).

Христианизация коми продолжалась параллельно с закреплением власти Москвы на их землях при преемниках Св. Стефана Пермского. Так, епископ Иона в 1462 году крестил Великую Пермь - предков нынешних коми-пермяков.
В 1472 году русский князь Фёдор Пёстрый захватил Чердынь и другие верхнекамские городки, и Пермское княжество, в числе верхушки которого имелись не только русские, но и (если не в основном) коми-пермяцкие «бояре», находилось в вассальной зависимости от московского царя до 1505 г., когда сепаратистские попытки пермских князей были пресечены московским войском, и территория Перми Великой перешла под управление назначемого из Москвы воеводы.

Одновременно с установлением московской власти на коми землях в течение XII-XVI веков происходили изменения в расселении коми: постепенно ассимилировались русскими западные группы, жившие по рр. Югу и Северной Двине. С другой стороны, происходило расселение коми на север (по рр. Вашке, Мезени, Пинеге - последние довольно быстро обрусели), позднее (XVI-XVIII века) - на восток (вверх по Вычегде) и северо-восток (на Ижму и верхнюю Печору). Так к XVI веку складывается большинство сегодняшних территориальных групп коми-зырян: удорцы на Вашке и Верхней Мезени (коми удораса), вымцы (коми емватас) на Выми, нижневычегодцы (эжватас), сысоличи (сыктылса) по Сысоле, лузцы на Лузе и Летке (лузсаяс), позднее - в XVII-XVIII веках формируются северо-западные группы: верхнепечорцы (печераса) на Верхней Печоре и ижемцы (изьватас) на Ижме. Коми самоназвания этих групп происходят от названий соответствующих рек и собирательных суффиксов -tas, -sa. Граница между зырянами и пермяками в этот период ещё не совпадала с нынешней, и сами эти названия служили ещё не в качестве этнонимов, а скорее для обозначения территориальных групп: пермяками назывались коми, жившие на Верхней Каме (территория Перми Великой) или соседних (южных для коми) территориях, или относительно поздние выходцы с тех земель. Так, например, летские коми, говорящие на лузско-летском коми-зырянском диалекте, местами практически по сей день называют себя пермяками, а лузские коми называли себя так ещё в XIX веке.

Уже с XV века коми выступают вместе с русскими в борьбе против военных походов манси на Пермь Великую и Вычегду (см. раздел о манси), а с XVI века коми становятся активными участниками русской миграции на восток - на Урал и в Сибирь. По данным переписей в XVII веке до трети мужского населения из отдельных коми регионов (в особенности - с Выми) уходило в Сибирь. В Сибирских летописях сообщается, например, что проводниками Ермака во время его сибирских походах были зыряне, судя по русским документам, эта функция сохранялась за ними и в дальнейшем. Значительное число сибирских топонимов, образованных от основы зырян- и от коми формантов (типа Обдорск - ср. коми дор «край, берег») возникли именно в этот период. Видимо, уже с XVI-XVII веков, в связи с экспансией коми в Сибири начинается проникновение многочисленных заимствований из коми языка в обско-угорские, каковых сегодня выявлено более трёх сотен в хантыйском и столько же в мансийском языке, и которые отражают многочисленные реалии восточноевропейской материальной и духовной культуры, принесённые коми в Сибирь. Непосредственные контакты хантов и манси с сибирскими коми продолжаются до сих пор. По-видимому, ещё в середине - второй половине XVII века северные группы коми, проникшие на р. Ижму, заимствовали у европейских (большеземельских) ненцев оленеводство, что в конечном счёте привело в XIX веку к сложению у коми-ижемцев крупнотабунного оленеводства и (при том, что пастухами нередко были ненцы) специфической «смешанной» коми-ненецкой культуры и широкому расселению их по Большеземельской тундре, проникновению на север Западной Сибири и даже на Кольский полуостров (с 1887 г.).

По переписи 1897 г. в России проживало 153 тыс. коми-зырян (из них вне исторической территории коми - около 24 тыс.) и 98 тыс. коми-пермяков (в основном в Верхем Прикамье).
После 1917 года коми народ получил автономию: в 1921 году была создана автономная область Коми (зырян), преобразованная в 1936 г. в автономную республику (ныне - Республика Коми), стремление коми-пермяков объединиться в одном национально-государственном образовании с коми-зырянами осталось было отвергнуто советской властью, для них в 1925 году был создан Коми-пермяцкий национальный округ в составе Пермской области.

В 1926 году в СССР было зарегистрировано 226 тыс. коми-зырян и 134 тыс. коми-пермяков, в 1959 - 287 тыс. коми-зырян (из них 245 тыс. - на территории Республики Коми) и 144 тыс. коми-пермяков (из них 127 тыс. - на территории национального округа), в 1979 году соответствующие цифры составили 327 тыс. (281 тыс.) и 151 тыс. (106 тыс.).
По переписи 1989 года на территории России проживало 336,3 тыс. коми-зырян (из них - 291 тыс. в Республике Коми, что составляло около четверти населения республики), из которых 238,8 тыс. считали родным коми-зырянский язык, - и 147,2 тыс. коми-пермяков (95 тыс. на территории национального округа - около 63% населения округа), из которых родным коми-пермяцкий язык считали 104,7 тыс. человек.

1 декабря 2005 был ликвидирован Коми-Пермяцкий национальный округ.

Динамика численности коми-зырянцев в Коми АССР / Коми Республике :

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Коми :191 245 (92,2 %)231 301 (72,5 %)245 074 (30,4 %)276 178 (28,6 %)280 798 (25,3 %)291 542 (23,3 %)256 464 (25,2 %)202 348 (23,7 %)


* 26 мая 1992 - Коми ССР преобразована в Республику Коми;
* 17 февраля 1994 - принята Конституция Республики Коми;
* 8 мая 1994 - первые выборы Главы Республики Коми;
* 6 июня 1994 - утверждена государственная символика Республики Коми - герб, флаг и гимн.

Известные коми-зыряне:

* Распутин, Григорий Ефимович
* Дьяконов, Николай Михайлович - известный драматург и поэт, автор «Свадьбы с приданым».
* Жаков, Каллистрат Фалалеевич - философ, лингвист, этнограф, писатель; «зырянский Леонардо да Винчи».
* Зырянов, Константин Георгиевич - футболист, полузащитник петербургского «Зенита» и сборной России.
* Игушев, Евгений Александрович - учёный-филолог, прозаик.
* Сметанина, Раиса Петровна - лыжница, чемпион мира и Олимпийских игр.
* Сорокин, Питирим Александрович - известный социолог и культуролог.

Певцы :
* Логинова, Лидия Петровна - исполнитель коми народных песен.
* Пыстина, Виктория Владимировна - исполнитель коми народных песен.

Писатели и поэты :
* Габова, Елена Васильевна - детская писательница.
* Игнатов, Михаил Иванович - писатель.
* Истомина, Анна Юрьевна - коми поэтесса и писатель.
* Куратов, Иван Алексеевич - основоположник коми литературы, лингвист, переводчик, поэт.
* Лебедев, Михаил Николаевич - писатель и поэт.
* Рочев, Яков Митрофанович - писатель.
* Савин, Виктор Алексеевич - видный коми писатель, композитор, театральный и общественный деятель.
* Тимин, Виктор Васильевич - писатель.
* Тимушев, Эдуард Алексеевич - писатель, поэт.
* Фролов, Николай Адрианович - поэт, математик.
* Чисталёв, Вениамин Тимофеевич - коми писатель и общественный деятель.
* Юхнин, Василий Васильевич - коми писатель
* Юшков, Геннадий Анатольевич - коми писатель.

Деятели театра и кино :
* Екишев, Юрий Анатольевич - драматург.

Художники и скульпторы:
* Козлов, Энгельс Васильевич - Народный художник России, Народный художник Республики Коми, академик Петровской академии наук и искусств.
* Мозымов, Николай - живописец.
* Налимов, Семён Иванович - исследователь, мастер изготовления русских народных инструментов.
* Размыслов, Юрий - первый художник-абстракционист среди коми.

Военные :
* Дубровский, Дмитрий Георгиевич (Сивков) - генерал-лейтенант, военком.
* Забоев, Василий Андреевич - Полный Кавалер ордена Славы.
* Лобанов, Виктор Иванович - разведчик, Герой Советского Союза.
* Тимушев, Георгий Фёдорович - лейтенант, Герой Советского Союза.
* Титов, Николай Михайлович - советский разведчик.
* Хатанзейский, Андрей Гурьевич - сержант, Герой Советского Союза.
* Чупров, Александр Ефимович - Герой Советского Союза.

Политики :
* Батиев, Дмитрий Александрович - государственный деятель, восстановитель коми государственности.
* Марков, Валерий Петрович - вице-спикер Госсовета Республики Коми, депутат Госдумы России.
* Худяев, Вячеслав Иванович - председатель Совета Министров Коми АССР (1987—1990).

Спорт :
* Бажуков, Николай Серафимович - лыжник, олимпийский чемпион.
* Рочев, Василий Васильевич - лыжник, чемпион мира.
* Рочев, Василий Павлович - Олимпийский чемпион.
* Сметанина, Раиса Петровна - Олимпийский чемпион.

Наука :
* Воронихин, Николай Алексеевич - доктор медицины.
* Воронихин, Николай Николаевич - ботаник-миколог, фитопатолог и альголог.
* Жаков, Каллистрат Фалалеевич - философ, лингвист, этнограф, писатель; «зырянский Леонардо да Винчи».
* Игнатов, Михаил Дмитриевич - председатель коми генеалогического общества «Ордпу».
* Канев, Виталий Сергеевич - программист, разработчик CMS-систем и систем Искусственного интеллекта.
* Кривощёков, Иван Яковлевич - этнограф, географ и краевед.
* Кривощёкова-Гантман, Антонида Семёновна - лингвист и филолог.
* Лыткин, Василий Ильич - лингвист, финно-угровед с мировым именем.
* Латкин, Василий Николаевич (мл) - историк права.
* Молодцов, Василий Александрович - лингвист, создатель одного из коми алфавитов.
* Налимов, Василий Васильевич - математик, основоположник метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента и наукометрии.
* Налимов, Василий Петрович - этнограф.
* Рогов, Николай Абрамович - этнограф и филолог, автор первого словаря коми-пермяцкого языка.
* Старовский, Владимир Никонович - советский экономист-статистик.
* Тонков, Владимир Николаевич - анатом, академик АМН СССР, основатель советской анатомической школы.
* Тудвасева, Зинаида Константиновна - филолог, педагог, методист.
* Чазов, Евгений Иванович - кардиолог, министр здравоохранения СССР, академик РАН.
* Игушев, Евгений Александрович - учёный-филолог, прозаик.

Смешанное происхождение :
по отцу:
* Торлопов, Владимир Александрович - Глава Республики Коми (2002—2009).

по матери :
* Гайзер, Вячеслав Михайлович - Глава Республики Коми
* Сорокин, Питирим Александрович - русско-американский социолог и культуролог.
* Стефан Пермский - просветитель зырян, первый пермский епископ.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (04.01.2013)
Просмотров: 3660 | Теги: коми-морт, Коми, коми-войтыр, по-коми-зырянски, Коми-зырянский, Комияс, коми-народ, Саран, Kомить, Коми-зыряне | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz