Осетины (самоназвание по-осетински : мн. ч. - Ирæттæ/ Дигорæнттæ; ед. ч. - Ирон / Дигорон;)
- субъектообразующая нация Республики Северная Осетия - Алания
(Республикӕ Цӕгат Ирыстон - Алани) в составе Российской Федерации
(Уӕрӕсейы Федераци) и Южной Осетии (Хуссар
Ирыстон) в составе Республики Грузия (Республикӕ Гуырдзыстон).
Общая
численность - ~ 750 000 чел., численность в РФ - 514 875 чел.
(2002), численность в Северной Осетии (Цӕгат Ирыстон) - 445 310 чел.
(2002) из них в солице г. Владикавказ (Дзæуджыхъæу), численность в
Грузии (Гуырдзыстон) без РЮО - 38 028 чел. (2002), численность в непризнанной Республике Южная Осетия
(Республикӕ Хуссар Ирыстон) - 46 289 чел. (2008), проживают также в столице
Грузии г. Тбилиси (Калак) - 10 268 чел. (2002) - 0,95 %. После кавказской
войны большинство осетин исповедующих ислам не смирившись с покорением
своей страны русскими переселились в Османскую империю (Османты импери), движение это
приняло название мухаджирство (мухадзыртæ). На сегодняшний день, потомки тех
переселенцев и составляют основную часть осетинских диаспор в Турецкой Республике
(Турчы Республикæ), Сирийской Арабской Республике (Сирийы Араббаг Республикæ). Осетины в Турции живут в провинциях Карс (сёла Сарыкамыш и Бозат), Йозгат (с.Пойразлы) и рассеяно в крупных городах: Анкара, Стамбул и Измир.
Российская Федерация - 514 875 (2002) Республика Северная Осетия - Алания : 445 310 (2002) Кабардино-Балкарская Республика : 9 845 (2002) Карачаево-Черкесская Республика : 3 333 (2002) Грузия (данные без РЮО) - 38 028 чел. (2002) Южная Осетия : 46 289 чел. (2008)
Украина - 4 834 (2001) Сирия - ~ 50 000 Турция - ~ 20 - 36 000 Латвия - 337 (2009)
|
|
Автоэтноним : У осетин нет единого самоназвания, однако, в фольклоре сохранилось общее самоназвание «аллон» (ед. число).
Самоназвание иронцев : Самоназвание иронцев - «ирон», во множественном числе «ирæттæ» или «ирон адæм». Этноним «Ирон» восходит к «арии» (др. иран. *arya-, *aryāna- - «арий», «благородный»). Однако В. Абаев высказывал сомнения по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон, что соответствует самоназванию средневековых аланов, и предполагая для этнонима «ир» кавказский источник.
Самоназвание дигорцев : Самоназвание дигорцев - «дигорон» во множественном числе «дигорæнттæ» или «дигорæ». Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор». Согласно Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. В. Абаев также отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ».
Самоназвание в народных сказках : У осетин есть самоназвание «аллон», встречающееся только в фольклоре. Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к др. иран. *aryāna - «арий», «благородный». «Аллон» считается современной формой этнонима «Алан» в осетинском языке. Наряду с ним широкое употребление получила форма алайнаг, представляющая собой обратное заимствование. Среди осетин популярна идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования. * В 1992 г. на собрании общества «Хистæрты Ныхас» (осет. Хистæрты ныхас - совет старейшин) было принято решение переименовать осетин в алан и Осетию в Аланию. * В 2003 г. Священнослужители Аланской епархии призвали восстановить исконное название и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания. * В 2007 г. на VI съезде осетинского народа Эдуард Кокойты призвал принять единый гимн Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Осетию в Аланию.
Эндоэтнонимы : Русский эндоэтноним «осетины» происходит от грузинского названия Алании (Осетии) - «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан-осетин - «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети». Грузинское название «оси» или «овси» происходит от древнего самоназвания части аланских племён - «асы». Также армянское название алан - «осы», русское название асов - «ясы». Из русского эндоэтноним «осетины» попал в другие языки мира.
По-русски - «Осетины»; по-грузински - «ოსები»; по-ингушски - «Ири»;
по-чеченски - «Хlирий»; по-аварски - «Гьирӣял / Асатlинал»; по-лакски -
«Асатlин»; по-лезгински -
«Аланар»; по-абхазски - «Ауаҧсцәа»; по-адыгски - «Къущхьэ»; по-карачаево-балкарски - «Дюгер /
Тегей»; по-персидски - «اَسى ها»; по-немецки - «Osseten»; по-голандски - «Osseten»;
по-английски - «Ossetians»; по-украински - «Осетини»; по-белорусски -
«Асеціны»; по-сербски - «Осети»; по-польски - «Osetyjczycy»;
по-латышски - «Osetīns»; по-французски - «Ossètes»; по-сербски -
«Осети»; по-польски - «Osetyjczycy»; Язык : Осетинский (Ирон æвзаг) > Скифо-сарматская ветвь >
Северовосточно-иранская подруппа > Иранская группа >
Индоевропейская языковая семья Различаются следующие диалекты : • иронский диалект - основа литературного языка • дигорский диалект - распостранён на западе Северной Осетии
Письменность : Современная письменность на основе кириллической графики : Aa Ææ Бб Вв Гг Гъгъ Дд Дздз Дждж Ее ё Жж
Зз Ии Йй Кк Къкъ Лл Мм Нн Оо Пп Пъпъ Рр
Сс Тт Тътъ Уу Фф Хх Хъхъ Цц Цъцъ Чч Чъчъ
Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя Субэтносы : Осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две этнические группы:
иронцев (осет., ед.ч. - ирон) и дигорцев (осет., ед. ч. - дыгурон).
Численно преобладают иронцы. Осетин, живущих в Южной Осетии (ЮО), и выходцев из ЮО обычно называют
кударцами (осет., ед. ч. - къудайраг), по названию Кударского ущелья.
Фактически же население ЮО можно делить на несколько этнических групп,
говорящих на разных говорах иронского диалекта осетинского языка. Турецкие осетины (Турчы ирæттæ) - исповедуют ислам. В условиях оторванности от основного ареала распространения языка, осетинский язык в Турции приобрёл ряд интересных особенностей. Так синтетическое будущее время с суффиксом -дзы- стало использоваться, как турецкий аорист II, а в качестве будущего времени используются сложные конструкции вида фенинаг дæн «увижу» (вместо фендзынæн). Существительные при числительных выступают в именительном падеже (как в турецком): фондз бон (вместо фондз боны, как в кавказском осетинском). По некоторым данным, количество осетинских фамилий в Турции свыше 100. Так, турецкие осетины между собой общаются по фамилиям в осетинском произношении, однако в официальных документах пользуются «отуреченными» фамилиями. Турецкий аналог фамилии Кодзыртæ = Октар, Золойтæ (Золоевы) = Айдован, Дзасохтæ (Дзасоховы) = Кылыдж, Рубайтæ (Рубаевы) = Езбай, Цъæхилтæ = Алпай и т. д.
Религия : Основные религии христианство (чырыстон дин) и ислам (пысылмон дин). Верующие осетины исповедуют православие и ислам суннитского толка. Осетин принято считать христианами, хотя до 40% жителей Северной
Осетии, в основном в горных районах, считают себя мусульманами, в Южной
Осетии мусульман большинство. Православие,
проникло в VI - VII веках из Грузии. Ислам - воспринятый в XVII -
XVIII веках от кабардинцев, но и христианизация и исламизация чаще всего была лишь формальной - сохранялись языческие верования и обряды особенно в последние годы заметно возвращение многих осетин к традиционным языческим верованиям. На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг). Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг). В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар). Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.
Раса : Относятся к балкано-кавказской подрасе большой европеоидной расы. Для осетин характерны тёмные оттенки волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, встречается также серый и голубой. Дело в том, что большинство современных осетин унаследовали внешние качества алан, такие как светлые и рыжие волосы; зелёные, серые или голубые глаза, но после смешения осетин с представителями соседних племён и народов, появлялись тёмный цвет волос и карие глаза. В прошлом на осетинской свадьбе невесте обычно желали «семерых мальчиков и одну синеглазую девочку».
Согласно проведенным на сегодняшний момент исследованиям, среди осетин наиболее распространены Y-хромосомные гаплогруппы G и R1b. Гаплогруппа G встречается среди осетин с частотой до 75 %. Наибольшая её концентрация зафиксирована у осетин Алагирского и Дигорского районов Северной Осетии. В Европе места высокой концентрации гаплогруппы G (северная Испания и Италия, Сардиния, Тироль) считаются результатом расселения в данных областях алан во время Великого переселения народов. Частота встречаемости среди осетин Алагира гаплогруппа R1b - около 43 %. Эта гаплогруппа распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага (70-90 %), басков (около 90 %), испанцев (до 70 %) и бельгийцев (63 %). С меньшей частотой (до 40 %) она встречается среди итальянцев и немцев. Однако приведенные данные нельзя считать достаточно точными, так как в проведенных исследованиях участвовала довольно малая выборка.
Социальная
организация : Раннее делились на отдельные общества (æхсæнæдтæ) - догосударственные формы организации осетин, обладавшие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими - управлялись народным собранием (осет. ныхас). В некоторых правили князья. Общества северной Осетии : Алагирское общество (Алагир) - занимало ущелье реки Ардон. Западными соседями алагирцев были дигорцы, южными - туальцы, восточными - куртатинцы. На северной равнине, примыкавшей к осетинским ущельям, жили кабардинцы. Территория Алагирского общества была разделена между тремя коленами княжеских фамилий - Кусагонта, Царазонта и Сидамонта (см. Осетинская аристократия). По народному преданию, древние колена Алагирской гражданской общины происходят от прародителя осетин Ос-Багатара и называются по именам его сыновей. Алагирское общество было демократическим, хотя в нем существовали особые «уважаемые» фамилии (осет. «уæздæттæ»), обладавшие некоторыми привилегиями.
Дигорское общество (Дигора, Дигория) - занимало ущелье реки Урух (Ираф). Восточными соседями дигорцев были алагирцы. На западе Дигория граничила с балкарскими обществами, на юге - с землями грузин-рачинцев, а на севере - с владениями кабардинцев. В Дигории высшим сословием являлись "колена" (состоявшие из нескольких княжеских фамилий) Баделиат, Царгасат, Кусагонта (см. Осетинская аристократия). В северо-западной части горной Дигории располагалось сохранявшее демократический строй общество Донифарс. Его привилегированными "коленами" считались Гагуата и менее "родовитые" Сатата. После присоединения Осетии к России представители Баделиат, Царгасат, Гагуат, Сатат, Кусагонта (как и прочие осетинские "сильные" фамилии) неоднократно пытались получить дворянские привилегии, однако к 1917 году этот вопрос так и не был решен.
Куртатинское общество (Куртат) занимало ущелье реки Фиагдон (Куртатинское ущелье). На западе соседями куртатинцев были алагирцы, на юге - туальцы и тырсыгомцы, на востоке - тагаурцы. На северной равнине жили кабардинцы. Куртатинское общество было союзом нескольких гражданских общин, крупнейшими из которых были Куртатинская и Цимитинская. Высший орган управления - Ныхас Куртатинского общества - формировался из выборных представителей всех гражданских общин.
Тагаурское общество занимало ущелья рек Гизельдона (Даргавская долина и Кобанское ущелье), Геналдона (Санибанское ущелье) и Терека (Дарьяльское ущелье). На западе тагаурцы граничили с куртатинцами, на юге - с Тырсыгомским обществом. Восточными соседями тагаурцев были ингуши, а северными - кабардинцы. Тагаурское общество сложилось как политический союз крупной Тагаурской гражданской общины и нескольких небольших самостоятельных общин-селений. Социальная структура Тагаурского общества была сложной. Независимыми общинами были селения Ганал, Джимара, Хуссар-Ламардон и Цагат-Ламардон. Еще две такие общины жили в Каккадуре и Санибе - совместно с тагиатами. В Ганале, Хуссар-Ламардоне и Санибе выделились «сильные» фамилии, которые владели собственными пастбищами и имели зависимых людей. Но по богатству и знатности они уступали тагиатам - высшему сословию Тагаурской общины.
Общества центральной Осетии :
Туальское общество. Туальцы расположились в центре Осетии, в окружении других осетинских обществ. На севере их соседями были алагирцы, куртатинцы и дигорцы, на востоке - тырсыгомцы, на юге - кударцы, дзауцы и урстуальцы. На границе между Алагирским и Туальским обществами берет начало река Ардон, которая вытекает на равнину по Алагирскому ущелью. Ардон образуется из слияния четырех рек, которые называются Нардон, Цмийагкомыдон, Мамисондон, Адайкомыдон. Ущелья и горные долины этих рек и их многочисленных притоков составляли территорию Туальского общества.
Нарцы возводили свое происхождение к легендарному княжичу Хетагу.
Урс-Туальское общество занимало ущелья и высокогорные долины в верхнем течении Большой Лиахвы. Соседями урстуальцев были: на севере - туальцы, на северо-востоке — тырсыгомцы, на востоке - кудцы, на юго-востоке - ксанцы, на юго-западе - дзауцы. Урс-Туальское общество было единой гражданской общиной. Его территория состояла из трех частей, принадлежавших изначально трем коленам потомков Ос-Багатара. Отличие урстуальцев от Алагирского общества состояло в том, что у них военную функцию представляло не колено Царазонта, а колено Агузата. Народное предание называет Агуза сыном Ос-Багатара. Имя «Агуз» произошло от имени второго римского императора Августа. Как и слово «цезарь», имя Августа стало титулом всех римских императоров. В свое время аланские цари и военная аристократия, как и правители многих других народов, объявляли римских императоров своими предками и использовали их титулы. Фактически «Царазонта» и «Агузата» - это два названия одного и того же древнеосетинского колена-сословия, связанного с воинской функцией. Имя «Царазонта» чаще встречается на севере, а также в Туальском и Кударском обществах. Для остальных обществ Осетии характерно имя «Агузата». Два других колена - Кусагонта и Сидамонта - по всей Осетии назывались одинаково.
Тырсыгомское общество расположилось у южной подошвы Казбека, в нескольких ущельях верховьев Терека. Крупнейшее из них - ущелье Тырсыгом. Тырсыгом отличается холодным климатом и бедной природой. Терек часто меняет русло, местами делится на несколько потоков. Поэтому добраться из одного селения в другое можно было только верхом или на арбе - и то только в хорошую погоду. Зимой ущелье запиралось со всех сторон снегом, а большинство селений бывали отрезаны даже от ближайших соседей. По землям тырсыгомцев проходила перевальная дорога - Дарьяльскии путь с Северного Кавказа в Закавказье. Участие в перевозке грузов и торговле давало дополнительный доход. Однако жизнь в высокогорье не становилась от этого легче. Путешественники, побывавшие в Тырсыгомском обществе, отмечали суровый и мужественный облик его жителей.
Кудское общество было небольшой гражданской общиной, приютившейся у истоков Арагвы, под самым Крестовым перевалом. Соседями кудцев на севере были тырсыгомцы, на западе - урстуальцы, на юге - ксанцы. На востоке Кудское общество граничило с грузинскими землями. Селения кудцев были немногочисленны, главные из них - Куд, Ганис, Ерет, Фаллагкау, Дзуарикау, Сохта.
Южные общества :
Кударское общество занимало ущелье реки Джоджоры (её второе название - Стырдон) и Козскую долину в верховьях реки Кведрулы. На северо-востоке соседями кударцев были туальцы, на юге и юго-востоке - дзауцы, на западе и северо-западе - грузины-рачинцы. Продолжительная зима с обильным снегом прерывала общение кударцев с остальной Осетией на шесть месяцев в году. Но высокогорные кударские долины отличались не только суровым климатом и малоземельем. Они славились выносливостью и трудолюбием своих жителей. В Кударском обществе было три десятка селений, в их числе Арасенда, Гулианта, Кобет, Стырмасыг, Лесор, Коз, Кадысар.
Дзауское общество. В живописной Дзауской долине в среднем течении Большой Лиахвы располагалась крупная гражданская община с центральным селением Дзау. Со временем вокруг неё объединились соседние общины, жившие в ущельях и долинах среднего течения Большой Лиахвы и её притоков, а также рек Квирилы и Проне. Среди этих соседей-союзников особое место принадлежало сильной и воинственной гражданской общине Чеселта, занимавшей хорошо укрепленное ущелье, по которому протекает река Паца. На севере Дзауское общество граничило с кударцами, туальцами и урстуальцами, на востоке - с ксанцами, на западе и юге - с грузинами. «Ущелье Дзау изобильнее всех прочих отличными лесами, свойственными северным странам, - писал наблюдательный путешественник. - Обнаженные кремнистые скалы и крутизны, осененные вековыми дубровами, со своими скатами, подернутыми густою изумрудною зеленью, при ярком утреннем освещении восхитительно оттеняют собою чёрно-серые жилища осетин с высокими их башнями». К большому Дзаускому обществу принадлежали многие десятки селений, в том числе Гуфта, Залда, Стырфаз, Ортеу, Джер, Гудис, Уанел, Тли, Сохта, Кола, Цон.
Ксанское общество. Территория Ксанского общества включала горные ущелья и предгорные долины рек Ксани, Лехуры, Меджуды и Малой Лиахвы. На севере соседями ксанцев были кудцы и урстуальцы, на западе - дзауцы, на юге и востоке - грузины. Суровая природа северной высокогорной части Ксанского общества с продвижением к югу сменялась более мягким климатом плодородных долин. В Ксанском обществе было более сотни селений, в их числе Дзимыр, Баджин, Цурта, Алеу, Тбет, Закор, Ардис, Гром, Арджина-раг, Гнух, Зонкар. ------------------------------------------------------------------------------------------ Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением
Севреного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми
ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I
веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе
коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся
здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских
средневековых источниках) положил начало образованию осетинской
народности.
В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами,
аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья
Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре
"общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское,
Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ",
находившихся в зависимости от грузинских князей.
Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы
(в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая
именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов
XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским
правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены
комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752
годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и
освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле,
неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому
правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В
1774 году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация
осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение
части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским
правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.
После 1917 года присходит массовое переселение осетин на равнину. 20
апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в
составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная
Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в
Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет
республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республика
Северная Осетия.
Традиционным у осетин
является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная
кухня. Наиболее почитаемым напитком является пиво, изгтовлявшееся в
горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, - из пшеницы и
кукурузы. Пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено
нартовской героиней СатАной.
Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту
осетины сохранили элементы многих древних институтов. Среди них
особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и
дальних родствеников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли,
оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и
т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого
количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и
устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи
гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества
мало отличались о аналогичных у других народов Северного Кавказа.
В 1798 году издана первая книга на осетинском языке ("Краткий
катехизис"). В сороковые годы XIX века русским филологом и
этнографом А.М.Шегреном составлены осетинская грамматика осетинский
практический алфавит на русской основе. На нем стала выходить духовная и
светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также
издана "Осетинская скрипка" ("Ирон фандыр").
|