НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Осетины - Ирæттæ/ Дигорæнттæ
Осетины (самоназвание по-осетински : мн. ч. - Ирæттæ/ Дигорæнттæ; ед. ч. - Ирон / Дигорон;) - субъектообразующая нация Республики Северная Осетия - Алания (Республикӕ Цӕгат Ирыстон - Алани) в составе Российской Федерации (Уӕрӕсейы Федераци) и Южной Осетии (Хуссар Ирыстон) в составе Республики Грузия (Республикӕ Гуырдзыстон).  

Общая численность - ~ 750 000 чел., численность в РФ - 514 875 чел. (2002), численность в Северной Осетии (Цӕгат Ирыстон) - 445 310 чел. (2002) из них в солице г. Владикавказ (Дзæуджыхъæу), численность в Грузии (Гуырдзыстон) без РЮО - 38 028 чел. (2002), численность в непризнанной Республике Южная Осетия (Республикӕ Хуссар Ирыстон) - 46 289 чел. (2008), проживают также в столице Грузии г. Тбилиси (Калак) - 10 268 чел. (2002) - 0,95 %.

После кавказской войны большинство осетин исповедующих ислам не смирившись с покорением своей страны русскими переселились в Османскую империю (Османты импери), движение это приняло название мухаджирство (мухадзыртæ). На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть осетинских диаспор в Турецкой Республике (Турчы Республикæ), Сирийской Арабской Республике (Сирийы Араббаг Республикæ).  Осетины в Турции живут в провинциях Карс (сёла Сарыкамыш и Бозат), Йозгат (с.Пойразлы) и рассеяно в крупных городах: Анкара, Стамбул и Измир.

Российская Федерация - 514 875 (2002)
    Республика Северная Осетия - Алания : 445 310 (2002)
    Кабардино-Балкарская Республика : 9 845 (2002)
    Карачаево-Черкесская Республика : 3 333 (2002)
Грузия (данные без РЮО) - 38 028 чел. (2002)
    Южная Осетия : 46 289 чел. (2008)
Украина - 4 834 (2001)
Сирия -
~ 50 000
Турция -
~ 20 - 36 000
Латвия - 337 (2009)

Автоэтноним :
У осетин нет единого самоназвания, однако, в фольклоре сохранилось общее самоназвание «аллон» (ед. число).

Самоназвание иронцев :
Самоназвание иронцев - «ирон», во множественном числе «ирæттæ» или «ирон адæм».
Этноним «Ирон» восходит к «арии» (др. иран. *arya-, *aryāna- - «арий», «благородный»). Однако В. Абаев высказывал сомнения по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон, что соответствует самоназванию средневековых аланов, и предполагая для этнонима «ир» кавказский источник.

Самоназвание дигорцев :
Самоназвание дигорцев - «дигорон» во множественном числе «дигорæнттæ» или «дигорæ».
Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор».
Согласно Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. В. Абаев также отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ».

Самоназвание в народных сказках :
У осетин есть самоназвание «аллон», встречающееся только в фольклоре.
Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к др. иран. *aryāna - «арий», «благородный».
«Аллон» считается современной формой этнонима «Алан» в осетинском языке. Наряду с ним широкое употребление получила форма алайнаг, представляющая собой обратное заимствование.

Среди осетин популярна идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.
* В 1992 г. на собрании общества «Хистæрты Ныхас» (осет. Хистæрты ныхас - совет старейшин) было принято решение переименовать осетин в алан и Осетию в Аланию.
* В 2003 г. Священнослужители Аланской епархии призвали восстановить исконное название и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания.
* В 2007 г. на VI съезде осетинского народа Эдуард Кокойты призвал принять единый гимн Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Осетию в Аланию.

Эндоэтнонимы :
Русский эндоэтноним «осетины» происходит от грузинского названия Алании (Осетии) - «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан-осетин - «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети».
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от древнего самоназвания части аланских племён - «асы». Также армянское название алан - «осы», русское название асов - «ясы».
Из русского эндоэтноним «осетины» попал в другие языки мира.

По-русски - «Осетины»; по-грузински - «ოსები»; по-ингушски - «Ири»; по-чеченски - «Хlирий»; по-аварски - «Гьирӣял / Асатlинал»; по-лакски - «Асатlин»;
по-лезгински - «Аланар»; по-абхазски - «Ауаҧсцәа»; по-адыгски - «Къущхьэ»; по-карачаево-балкарски - «Дюгер / Тегей»; по-персидски - «اَسى ها»; по-немецки - «Osseten»; по-голандски - «Osseten»; по-английски - «Ossetians»; по-украински - «Осетини»; по-белорусски - «Асеціны»; по-сербски - «Осети»; по-польски - «Osetyjczycy»; по-латышски - «Osetīns»; по-французски - «Ossètes»; по-сербски - «Осети»; по-польски - «Osetyjczycy»;

Язык :
Осетинский (Ирон æвзаг) > Скифо-сарматская ветвь > Северовосточно-иранская подруппа > Иранская группа > Индоевропейская языковая семья
Различаются следующие диалекты :
•  иронский диалект - основа литературного языка
•  дигорский диалект - распостранён на западе Северной Осетии
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
 Aa Ææ Бб Вв Гг Гъгъ Дд Дздз Дждж Ее ё Жж Зз Ии Йй Кк Къкъ Лл Мм Нн Оо Пп Пъпъ Рр Сс Тт Тътъ Уу Фф Хх Хъхъ Цц Цъцъ Чч Чъчъ Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя

Субэтносы :
Осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две этнические группы: иронцев (осет., ед.ч. - ирон) и дигорцев (осет., ед. ч. - дыгурон). Численно преобладают иронцы.
Осетин, живущих в Южной Осетии (ЮО), и выходцев из ЮО обычно называют кударцами (осет., ед. ч. - къудайраг), по названию Кударского ущелья. Фактически же население ЮО можно делить на несколько этнических групп, говорящих на разных говорах иронского диалекта осетинского языка.

Турецкие осетины (Турчы ирæттæ) - исповедуют ислам.
В условиях оторванности от основного ареала распространения языка, осетинский язык в Турции приобрёл ряд интересных особенностей. Так синтетическое будущее время с суффиксом -дзы- стало использоваться, как турецкий аорист II, а в качестве будущего времени используются сложные конструкции вида фенинаг дæн «увижу» (вместо фендзынæн). Существительные при числительных выступают в именительном падеже (как в турецком): фондз бон (вместо фондз боны, как в кавказском осетинском).
По некоторым данным, количество осетинских фамилий в Турции свыше 100. Так, турецкие осетины между собой общаются по фамилиям в осетинском произношении, однако в официальных документах пользуются «отуреченными» фамилиями. Турецкий аналог фамилии Кодзыртæ = Октар, Золойтæ (Золоевы) = Айдован, Дзасохтæ (Дзасоховы) = Кылыдж, Рубайтæ (Рубаевы) = Езбай, Цъæхилтæ = Алпай и т. д.

Религия :
Основные религии христианство (чырыстон дин) и ислам (пысылмон дин).
Верующие осетины исповедуют православие и ислам суннитского толка. 

Осетин принято считать христианами, хотя до 40% жителей Северной Осетии, в основном в горных районах, считают себя мусульманами, в Южной Осетии мусульман большинство.
Православие, проникло в VI - VII веках из Грузии. Ислам - воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев, но и христианизация и исламизация чаще всего была лишь формальной - сохранялись языческие верования и обряды особенно в последние годы заметно возвращение многих осетин к традиционным языческим верованиям.

На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.

Раса :
Относятся к балкано-кавказской подрасе большой европеоидной расы.

Для осетин характерны тёмные оттенки волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, встречается также серый и голубой. Дело в том, что большинство современных осетин унаследовали внешние качества алан, такие как светлые и рыжие волосы; зелёные, серые или голубые глаза, но после смешения осетин с представителями соседних племён и народов, появлялись тёмный цвет волос и карие глаза. В прошлом на осетинской свадьбе невесте обычно желали «семерых мальчиков и одну синеглазую девочку».

Согласно проведенным на сегодняшний момент исследованиям, среди осетин наиболее распространены Y-хромосомные гаплогруппы G и R1b.
Гаплогруппа G встречается среди осетин с частотой до 75 %. Наибольшая её концентрация зафиксирована у осетин Алагирского и Дигорского районов Северной Осетии. В Европе места высокой концентрации гаплогруппы G (северная Испания и Италия, Сардиния, Тироль) считаются результатом расселения в данных областях алан во время Великого переселения народов.
Частота встречаемости среди осетин Алагира гаплогруппа R1b - около 43 %. Эта гаплогруппа распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага (70-90 %), басков (около 90 %), испанцев (до 70 %) и бельгийцев (63 %). С меньшей частотой (до 40 %) она встречается среди итальянцев и немцев.
Однако приведенные данные нельзя считать достаточно точными, так как в проведенных исследованиях участвовала довольно малая выборка.

Социальная организация :
Раннее делились на отдельные общества (æхсæнæдтæ) - догосударственные формы организации осетин, обладавшие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими - управлялись народным собранием (осет. ныхас). В некоторых правили князья.

Общества северной Осетии :

Алагирское общество (Алагир) - занимало ущелье реки Ардон. Западными соседями алагирцев были дигорцы, южными - туальцы, восточными - куртатинцы. На северной равнине, примыкавшей к осетинским ущельям, жили кабардинцы.
Территория Алагирского общества была разделена между тремя коленами княжеских фамилий - Кусагонта, Царазонта и Сидамонта (см. Осетинская аристократия). По народному преданию, древние колена Алагирской гражданской общины происходят от прародителя осетин Ос-Багатара и называются по именам его сыновей.
Алагирское общество было демократическим, хотя в нем существовали особые «уважаемые» фамилии (осет. «уæздæттæ»), обладавшие некоторыми привилегиями.

Дигорское общество (Дигора, Дигория) - занимало ущелье реки Урух (Ираф). Восточными соседями дигорцев были алагирцы. На западе Дигория граничила с балкарскими обществами, на юге - с землями грузин-рачинцев, а на севере - с владениями кабардинцев. В Дигории высшим сословием являлись "колена" (состоявшие из нескольких княжеских фамилий) Баделиат, Царгасат, Кусагонта (см. Осетинская аристократия). В северо-западной части горной Дигории располагалось сохранявшее демократический строй общество Донифарс. Его привилегированными "коленами" считались Гагуата и менее "родовитые" Сатата. После присоединения Осетии к России представители Баделиат, Царгасат, Гагуат, Сатат, Кусагонта (как и прочие осетинские "сильные" фамилии) неоднократно пытались получить дворянские привилегии, однако к 1917 году этот вопрос так и не был решен.

Куртатинское общество (Куртат) занимало ущелье реки Фиагдон (Куртатинское ущелье). На западе соседями куртатинцев были алагирцы, на юге - туальцы и тырсыгомцы, на востоке - тагаурцы. На северной равнине жили кабардинцы. Куртатинское общество было союзом нескольких гражданских общин, крупнейшими из которых были Куртатинская и Цимитинская. Высший орган управления - Ныхас Куртатинского общества - формировался из выборных представителей всех гражданских общин.

Тагаурское общество занимало ущелья рек Гизельдона (Даргавская долина и Кобанское ущелье), Геналдона (Санибанское ущелье) и Терека (Дарьяльское ущелье). На западе тагаурцы граничили с куртатинцами, на юге - с Тырсыгомским обществом. Восточными соседями тагаурцев были ингуши, а северными - кабардинцы. Тагаурское общество сложилось как политический союз крупной Тагаурской гражданской общины и нескольких небольших самостоятельных общин-селений. Социальная структура Тагаурского общества была сложной. Независимыми общинами были селения Ганал, Джимара, Хуссар-Ламардон и Цагат-Ламардон. Еще две такие общины жили в Каккадуре и Санибе - совместно с тагиатами. В Ганале, Хуссар-Ламардоне и Санибе выделились «сильные» фамилии, которые владели собственными пастбищами и имели зависимых людей. Но по богатству и знатности они уступали тагиатам - высшему сословию Тагаурской общины.

Общества центральной Осетии :

Туальское общество. Туальцы расположились в центре Осетии, в окружении других осетинских обществ. На севере их соседями были алагирцы, куртатинцы и дигорцы, на востоке - тырсыгомцы, на юге - кударцы, дзауцы и урстуальцы. На границе между Алагирским и Туальским обществами берет начало река Ардон, которая вытекает на равнину по Алагирскому ущелью. Ардон образуется из слияния четырех рек, которые называются Нардон, Цмийагкомыдон, Мамисондон, Адайкомыдон. Ущелья и горные долины этих рек и их многочисленных притоков составляли территорию Туальского общества.

Нарцы возводили свое происхождение к легендарному княжичу Хетагу.

Урс-Туальское общество занимало ущелья и высокогорные долины в верхнем течении Большой Лиахвы. Соседями урстуальцев были: на севере - туальцы, на северо-востоке — тырсыгомцы, на востоке - кудцы, на юго-востоке - ксанцы, на юго-западе - дзауцы.
Урс-Туальское общество было единой гражданской общиной. Его территория состояла из трех частей, принадлежавших изначально трем коленам потомков Ос-Багатара. Отличие урстуальцев от Алагирского общества состояло в том, что у них военную функцию представляло не колено Царазонта, а колено Агузата. Народное предание называет Агуза сыном Ос-Багатара. Имя «Агуз» произошло от имени второго римского императора Августа. Как и слово «цезарь», имя Августа стало титулом всех римских императоров. В свое время аланские цари и военная аристократия, как и правители многих других народов, объявляли римских императоров своими предками и использовали их титулы. Фактически «Царазонта» и «Агузата» - это два названия одного и того же древнеосетинского колена-сословия, связанного с воинской функцией. Имя «Царазонта» чаще встречается на севере, а также в Туальском и Кударском обществах. Для остальных обществ Осетии характерно имя «Агузата». Два других колена - Кусагонта и Сидамонта - по всей Осетии назывались одинаково.

Тырсыгомское общество расположилось у южной подошвы Казбека, в нескольких ущельях верховьев Терека. Крупнейшее из них - ущелье Тырсыгом. Тырсыгом отличается холодным климатом и бедной природой. Терек часто меняет русло, местами делится на несколько потоков. Поэтому добраться из одного селения в другое можно было только верхом или на арбе - и то только в хорошую погоду. Зимой ущелье запиралось со всех сторон снегом, а большинство селений бывали отрезаны даже от ближайших соседей.
По землям тырсыгомцев проходила перевальная дорога - Дарьяльскии путь с Северного Кавказа в Закавказье. Участие в перевозке грузов и торговле давало дополнительный доход. Однако жизнь в высокогорье не становилась от этого легче. Путешественники, побывавшие в Тырсыгомском обществе, отмечали суровый и мужественный облик его жителей.

Кудское общество было небольшой гражданской общиной, приютившейся у истоков Арагвы, под самым Крестовым перевалом. Соседями кудцев на севере были тырсыгомцы, на западе - урстуальцы, на юге - ксанцы. На востоке Кудское общество граничило с грузинскими землями. Селения кудцев были немногочисленны, главные из них - Куд, Ганис, Ерет, Фаллагкау, Дзуарикау, Сохта.

Южные общества :

Кударское общество занимало ущелье реки Джоджоры (её второе название - Стырдон) и Козскую долину в верховьях реки Кведрулы. На северо-востоке соседями кударцев были туальцы, на юге и юго-востоке - дзауцы, на западе и северо-западе - грузины-рачинцы.
Продолжительная зима с обильным снегом прерывала общение кударцев с остальной Осетией на шесть месяцев в году. Но высокогорные кударские долины отличались не только суровым климатом и малоземельем. Они славились выносливостью и трудолюбием своих жителей. В Кударском обществе было три десятка селений, в их числе Арасенда, Гулианта, Кобет, Стырмасыг, Лесор, Коз, Кадысар.

Дзауское общество. В живописной Дзауской долине в среднем течении Большой Лиахвы располагалась крупная гражданская община с центральным селением Дзау. Со временем вокруг неё объединились соседние общины, жившие в ущельях и долинах среднего течения Большой Лиахвы и её притоков, а также рек Квирилы и Проне. Среди этих соседей-союзников особое место принадлежало сильной и воинственной гражданской общине Чеселта, занимавшей хорошо укрепленное ущелье, по которому протекает река Паца. На севере Дзауское общество граничило с кударцами, туальцами и урстуальцами, на востоке - с ксанцами, на западе и юге - с грузинами.
«Ущелье Дзау изобильнее всех прочих отличными лесами, свойственными северным странам, - писал наблюдательный путешественник. - Обнаженные кремнистые скалы и крутизны, осененные вековыми дубровами, со своими скатами, подернутыми густою изумрудною зеленью, при ярком утреннем освещении восхитительно оттеняют собою чёрно-серые жилища осетин с высокими их башнями».
К большому Дзаускому обществу принадлежали многие десятки селений, в том числе Гуфта, Залда, Стырфаз, Ортеу, Джер, Гудис, Уанел, Тли, Сохта, Кола, Цон.

Ксанское общество. Территория Ксанского общества включала горные ущелья и предгорные долины рек Ксани, Лехуры, Меджуды и Малой Лиахвы. На севере соседями ксанцев были кудцы и урстуальцы, на западе - дзауцы, на юге и востоке - грузины.
Суровая природа северной высокогорной части Ксанского общества с продвижением к югу сменялась более мягким климатом плодородных долин. В Ксанском обществе было более сотни селений, в их числе Дзимыр, Баджин, Цурта, Алеу, Тбет, Закор, Ардис, Гром, Арджина-раг, Гнух, Зонкар.

------------------------------------------------------------------------------------------

Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Севреного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). 
В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.
Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.
В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа.
На его северных склонах образовались четыре "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей.
Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и освоения новых земель.
Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа.
В 1774 году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.
После 1917 года присходит массовое переселение осетин на равнину.
20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР.
В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республика Северная Осетия.

Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня.
Наиболее почитаемым напитком является пиво, изгтовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, - из пшеницы и кукурузы.
Пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней СатАной.
Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетины сохранили элементы многих древних институтов.
Среди них особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родствеников и тянувшаяся годами.
Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших.
Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались о аналогичных у других народов Северного Кавказа.
В 1798 году издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис").
В сороковые годы XIX века русским филологом и этнографом А.М.Шегреном составлены осетинская грамматика осетинский практический алфавит на русской основе. На нем стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская скрипка" ("Ирон фандыр").

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (30.12.2012)
Просмотров: 2735 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz