НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Саамы - Sámit / Sampelaš / Saemie / Сāмь
Саaмы (самоназвание с.-саам. - Sámit / Sampelaš; ю.-саам. - Saemie; кильд.-саам.- Сāмь;) - основная территория расселения т.н. Лапландия (Sampi) расположенная на севере Скандинавского полуострова, поделённая между Норвегией, Швецией, Финляндией и Российской Федерацией.

В Королевстве Норвегии (с.-саам. Norgga gonagasriika / луле-саам. Vuona gånågisrijkka / ю.-саам. Nøørjen gånkarijhke;) населяют фюльке Финмарк ( с.-саам. Finnmárkku) - 24 % в муниципалитетах Карасйок (с.-саам.Kárášjohka), Кёутукейну (с.-саам.Guovdageaidnu), Кофьорд (с.-саам.Gáivuotna), Лаванген (с.-саам.Loabát), Нессебю (с.-саам. Unjárga), Порсангер (с.-саам. Porsáŋgu) и Тана (с.-саам. Deatnu). В фюльке Тромс (с.-саам. Romsa) - муниципалитеты Кофьорд (с.-саам.Gáivuotna) и Лаванген (с.-саам.Loabát). В фюльке Нур-Трёнделаг (с.-саам.Davvi-Trøndelága / луле-саам.Noerhte-Trøøndelaage) - муниципалитет Сноса (ю.-саам.Snåase / с.-саам.Snoasa). В фюльке Нурланн (с.-саам.Nordlándda / луле-саам.Noerhtelaan) - муниципалитет Тюсфьорд (луле-саамск. Divtasvuodna).

В Королевстве Швеции (луле-саам. Svieriga gånågisrijkka / с.-саам. Ruoŧa gonagasriika / юж.-саам. Sveerjen gånkarijhke) населяют лян Норрботтен (с.-саам. илуле-саам. - Norrbottena leatna) в муниципалитетах Арьеплуг (с.-саам. Arjepluovvi), Елливаре (с.-саам. Jiellevárri / Váhčir, луле-саам. Jiellevárre / Váhtjer), Йокмокк (с.-саам. Johkamohkki) и Кируна (с.-саам. Girona), в ляне Емтланд (с.-саам. Jämtlándda) в муниципалитете Берг (с.-саам.Berga), в ляне Даларна (с.-саам. Dalarna) муниципалитет Эльвладен (с.-саам.Älvdalena). Небольшое количество саамов проживает в столице - г. Стокгольм (с.-саам. Stockholbma).

В Финской Республике (с.-саам. Suoma republihkka / ю.-саам.Såevmie republihkka) населяют провинцию Лапландия (с.-саам. Lappi) в муниципалитетах - Инари (с. саам. Anár, ин.-саам. Aanaar, кол.-саам. Aanar) - 5,7 %, на севере Соданкюля (с.-саам. Soađegilli) - 1,4 %, Утсйоки (с.-саам. Ohcejohka, ин.-саам. Uccjuuhâ, кол.-саам. Uccjokk)- 46,6 % и Энонтекиё (с.-саам. Eanodat,) - 7,4 %. Небольшое количество саамов проживает в столице г. Хельсинки (с.-саам. Helsset).

В Российской Федерации (с.-саам. Ruošša federašuvdna / ю.-саам. Ruassjen federasjovne / килд.-саам. Рӯшшла Федератсыя) являются коренным населением Мурманской области (с.-саам.Murmansk guovlu) - 89 % всех российских саамов.

Общая численность - ~ 100 000 чел.

Российская Федерация - 1 771 (2010)
    Мурманская область : 1 599 (2010) - 0,2 %
Норвегия - 37 760 (2007)
Швеция -
~ 17 000
Финляндия -
~ 8 000
Украина - 136 (2001)
Латвия - 609 (2009)
  

Эндоэтнонимы :
Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917 г.) - «Лопари».

Название саамов - «лапландцы» связывают с викингами, которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера, и от которых это название (lapp) появляется в шведском языке в XII веке. Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp, является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других ближайших родственных языках) слову lappalainen, которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей. Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для наименования саамов.
По-русски - «Саамы»; по-английски - «Lapps»; по-фински - «Saamelaiset»; по-норвежски - «Samar»; по-шведски - «Samer»;
по-немецки - «Samen»; по-датски - «Samer»; по-голландски - «Samen»; по-эстонски - «Saamid»; по-коми-зырянски - «Саамияс»; по-горно-марийски - «Саамвлӓ»; по-литовски - «Samiai»; по-латышски - «Soms»;  

Язык :
Единый литературный язык отсутствует. Саамские диалекты относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют их в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими.
Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов (западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии)), между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание очень сильно затруднено и многие языковеды считают их отдельными языками. У шести из них имеются собственные литературные нормы.  
Западносаамская группа :
•  южно-саамский язык-диалект (åarjelsaemiengïele) - Норвегия и Швеция
•  уме-саамский язык-диалект (ubmisámegiella) - Норвегия и Швеция
•  луле-саамский язык-диалект (julevusámegiella) - Норвегия и Швеция
•  пите-саамский язык-диалект (
bidumsámegiella) - Норвегия и Швеция
•  северно-саамский язык-диалект (davvisámegiella; sámegiella) - Норвегия, Швеция и Финляндия
Восточносаамская группа :
•  бабинско-саамский язык-диалект (
а̄хккил кӣылл) † - РФ
•  кеми-саамский язык-диалект † - центральная финская Лапландии
•  инари-саамский язык-диалект (anarâškielâ) - Финляндия
•  йоканьгско-саамский язык-диалект (saa´mekiill) - РФ
•  кильдино-саамский язык-диалект (кӣллт
сāмь кӣлл) - РФ
•  колтта-саамский язык-диалект (sää'mḱiõll) - сколт, вкл. нотозерский диалект в РФ.
В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан официальным лишь в 1992 году, в Швеции ещё позже - в 1999 г.
Письменность :
Современная письменность северо-саамского диалекта на основе латинской графики :
Aa Áá Bb Cс Čč Dd Ðð Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Ŋŋ Ńń Ññ Oo Pp Qq Rr Ss Šš Tt Ŧŧ Uu Vv Ww Xx Yy Zz Žž Ææ Øø Åå Ää Öö
Современная письменность инари-саамского диалекта на основе латинской графики :
Aa Áá Ââ Bb Cc Čč Dd Ðð Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Šš Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz Žž Ää Åå Öö
Современная письменность луле-саамского диалекта на основе латинской графики :
Aa Áá Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Ńń Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz Åå Ää Öö
Современная письменность кильдино-саамского диалекта на основе кириллической графики :
  Аа ä Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз һ Ии Ӣӣ Йй Ҋҋ Кк Лл Ӆӆ Мм Ӎӎ Нн ӊ ӈ Оо Пп Рр Ҏҏ Сс Тт Уу Ӯӯ Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ҍҍ Ээ Ӭӭ Юю Яя  
Современная письменность колтта-саамского диалекта на основе латинской графики :
Aa Ââ Bb Cc Čč Ӡӡ Ǯǯ Dd Ðð Ee Ff Gg Ğğ Ǥǥ Hh Ii Jj Kk K Ll Mm Nn Ŋŋ Oo Õõ Pp Qq Rr Ss Šš Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz Žž Åå Ää Öö ´ ’
Современная письменность южно-саамского диалекта на основе латинской графики :
 Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Її Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz Ææ Øø Åå Ää Öö

Религия :
Христианизация саамов началась в XV-XVI вв.  

Субэтносы :
В составе кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием погостов (селений и окружающих угодий, где проживали саамы). Число погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII века их было 15, в конце XVIII века - 17.

Раса :
В антропологическом отношении неоднородны. Основу составляет лапаноидный тип большой европеоидной расы.

Социальная организация :
Советский период цыганской истории освещён в литературе не только крайне недостаточно, но и предвзято; в частности, высоко оцениваются мероприятия государства по изменению традиционного уклада жизни.
Семья :
Советский период цыганской истории освещён в литературе не только крайне недостаточно, но и предвзято; в частности, высоко оцениваются мероприятия государства по изменению традиционного уклада жизни.

-----------------------------------------------------------------------

Происхождение саамов уже длительное время является предметом научной дискуссии. Генетические исследования последних лет, выявившие у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода, современных басков и берберов, дают основание утверждать, что саамы происходят не от восточно-евразийских популяций, а от верхнепалеолитического населения Европы.
Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания, южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера. Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni).

Традиционные промыслы саамов - домашнее оленеводство, охота и рыболовство, однако постепенно, по мере проникновения в Лапландию переселенцев, а также по мере промышленного основения этой территории, всё меньшее число саамов занимались традиционными промыслами.
Традиционная жизнь российских саамов стала разрушаться ещё до Октябрьской революции, однако наиболее сильный удар по ней был нанесён в 1920-е и 1930-е годы, когда началось активное промышленное освоение Кольского полуострова и стала проводиться насильственная коллективизация. В результате саамы практически перестали заниматься своими традиционными промыслами, при этом лишь немногие из них смогли освоить новые формы хозяйствования. В результате традиционная культура, экономика и жизненный уклад саамов оказались практически уничтоженными.

С 1950-х годов в Норвегии, Финляндии и Швеции начался рост национального самосознания саамов. Начали проходить международные конференции, во всех трёх странах был созданы Саамские парламенты, были приняты законодательные акты относительно статус саамских языков.
Некоторые положительные моменты, связанные с существованием саамов как самобытного народа со своей особой культурой, наблюдаются и в России: статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области, в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио, работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов.

--------------------------------------------
До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов (так называемых горных саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть саамов живёт в городах.

Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, - кувакса у кольских, кота - у скандинавских саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них — оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов - тупа, у кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов пэск (или мудд), у кольских саамов - печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами).

Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко.

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т. п.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Diadka (07.01.2013)
Просмотров: 1078 | Комментарии: 1 | Теги: саамы | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz