НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Татары - Татарлар / Tatarlar
Татары (самоназвание по-татарски : мн. ч. - Татарлар / Tatarlar; ед. ч. - Татар / Tatar;) - субъектообразующая нация Республики Татарстан (Татарстан Республикасы) в составе Российской Федерации (Русия Федерациясе).
Общая численность -
~ 1 500 000 чел., численность в РФ - 5 554 601 чел. (2002) - 3,83 %, численность в Татарстане - 2 000 116 чел. (2002) - 52,92 %, в Татарстане проживает лишь около 36 % всех татар, живущих в РФ, остальные проживают практически во всех регионах Российской Федерации.
Крупные диаспоры существуют в Башкортостане (Башкортстан / Başqortstan) и Москве (Мәскәү / Мäskäü) Российская Федерация - 5 554 600 (2002) - 3,83 %
   Республика Татарстан : 2 000 116 (2002) - 52,92 %
   Республика Башкортостан : 990 702 (2002) - 24,14 %
   Челябинская область : 205 087 (2002) - 5,69 %
   Ульяновская область : 168 766 (2002) - 12,20 %
   Свердловская область : 168 143 (2002) - 3,75 %
     г. Москва : 166 083 (2002) - 1,6 %
   Оренбургская область : 165 967 (2002) - 7,61 
   Пермский край : 136 597 (2002) - 4,84 %
   Самарская область : 127 931 (2002) - 3,95 %
   Удмуртская республика : 109 218 (2002) - 6,96 %
   Ханты-Мансийский автономный округ : 107 637 (2002) - 7,51 %
   Тюменская область : 106 954 (2002) - 8,07 %
   Пензенская область : 86 805 (2002) - 5,97%
   Астраханская область : 70 590 (2002) - 7,02 %
   Саратовская область : 57 577 (2002) - 2,16 %
   Московская область : 52 851 (2002) - 0,8 %
   Кемеровская область : 51 030 (2002) - 1,76 %
   Нижегородская область : 50 609 (2002) - 1,44 %
   Омская область : 47 796 (2002) - 2,3 %
   Республика Мордовия : 46 261 (2002) - 5,21 %
   Красноярский край : 44 382 (2002) - 1,5 %
   Кировская область : 43 415 (2002) - 2,89 %
   Республика Марий Эл : 43 377 (2002) - 5,96 %
   Чувашская республика : 36 379 (2002) - 2,77 %
      г. Санкт-Петербург : 35 553 (2002) - 0,76 %
   Волгоградская область : 28 641 (2002) - 1,06 %
   Новосибирская область : 27 874 (2002) - 1,04 %
   Ямало-Ненецкий автономный округ : 27 734 (2002) - 5,47 %
   Иркутская область : 26 966 (2002) - 1,1 %
   Краснодарский край : 25 589 (2002) - 0,5 %

Казахстан - 204 229 (2009)
Узбекистан - 324 080 (202)
Таджикистан - 72 228
Киргизстан - 31 491 (2009)
Литва - 3 235 (2001)
Азербайджан - 28 019
Турция - ~ 20 000
Белоруссия - 7 316 (2009)
Литва - 5 135 (2001)
Украина - 73 304 (2004)
   Донецкая область : 19 161 (2001)
Польша - 495 (2002)
Китай -
4890 (2000)
Молдова - 3 392
США - ~ 1 000
Канада - ~ 100



Автоэтноним :
Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе.
В XIII-XIV веках оно было распространено на некоторые тюркские народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Эндоэтнонимы :
По-русски - «Татары»; по-чувашски - «Тутарсем»; по-башкирски - «Татарҙар»; по-казахски - «Татарлар»; по-азербайджански - «Tatarlar»; по-узбекски - «Nu'gaylar»;
по-хакасски - «Тадарлар»; по-якутски - «Татаардар»; по-карачаево-балкарски - «Татарлыла»; по-литовски - «Totoriai»; на мокша-мордовском - «Татархт»; на эрзя-мордовском - «Печкасонь»; по-удмуртски - «Бигеръёс»; на мари-луговом - «Суас-влак»; по-калмыцки - «Маңhдмуд»; по-бурятски - «Татаарууд»; по-монгольски - «Татар»; по-осетински - «Тæтæр»; по-венгерски - «Tatárok»; по-чеченски - «Гlезалой»; по-ингушски - «Татарий»; по-аварски - «Татарал»;по-румынски - «Tatări»; по-польски - «Tatarzy»; по-украински - «Татари»; по-немецки - «Tataren»; по-английски - «Tatars»;

Язык :
Татарский (Татар теле / Татарча / Tatar tele / Tatarça) > Булгаро-кипчакская ветвь > Кипчакская подгруппа > Тюркская группа > Алтайская языковая семья
Различаются следующие диалекты :
• западный (мишарский) диалект
• средний (казанско-татарский) диалект
• восточный (сибирско-татарский) диалект
• южный (астраханский) диалект
Литературный язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта.
Письменность :
Современная письменность с 1936 г. (официальная в Республике Татарстан) на основе кириллической графики :
Аа Әә Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы Ээ Юю Яя
Современная письменность на основе латинской графики :
Aa Ää Bb Cc Çç Dd Ee Ff Gg Ğğ Hh Iı İi Jj Kk Ll Mm Nn Ññ Oo Öö Pp Qq Rr Ss Şş Tt Uu Üü Vv Ww Xx Yy Zz
Наиболее древняя письменность - тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 гг. использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.


Религия :
Основная религия - ислам (ислам / islam).
Большая верующих татар - мусульмане-сунниты, за исключением немногочисленной группы православных крящен.


Субэтносы :
Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:
* Казанские татары (тат. Казанлы) - одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
* Татары-мишари (тат. Мишәр) - одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка.
* Касимовские татары (тат. Кәчим) - одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
* Сибирские татары (тат. Себер) - одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на восточном диалекте татарского языка.
* Астраханские татары (тат. Әстерхан) - этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
* Татары-тептяри (тат. Типтәр) - этносословная группа татар, известная в Башкортостане.
* Татары-кряшены (тат. Керәшеннәр) - этнорелигиозная группа татар, насильственно крещёные во времена Ивана Грозного. Исповедуют православие.
* Татары-липки (тат. Лубка) - этнотерриториальная проживающая в Белоруссии, Литве и Польше. Ещё в ХV в. утратили язык. Исповедуют ислам.
В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар, отличающихся некоторыми особенностями самосознания и отдельными чертами традиционной культуры. Наиболее крупной и наиболее консолидированной группой можно считать татар, расселённых в поречье Сылвы и Ирени (сылвенско-иренских татар) - в Берёзовском, Кишертском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском, Чернушинском р-нах Пермского края.
К муллинской группе относят татар деревень Кояново, Баш-Култаево и Янычи Перм. р-на. Жители этих деревень только в 19 в. стали считать себя татарами, в прошлом записывались башкирами.
На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами, как например, в поречье р. Тулва, где также проживает значительное число татар (Бардымский р-н).


Раса :
В антропологическом плане татары крайне неоднородны.
Часть татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы.
Распостранены вариации четырёх основных антропологических типов: понтийский, светлый европеоидный, сублапоноидный, монголоидный.
Преобладает темный европеоидный - понтийский тип, затем следует светлый европеоидный и сублапоноидный, в самом незначительном проценте присутствует монголоидный тип.


Семья :
Малая из одного двух поколений.

----------------------------------------------------------------------------

Формирование татарского населения прошло длительную историю. Этническую основу татар составили пришедшие в Поволжье булгары с включением множества других этнических компонентов.
Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве в 15-16 вв. Окончательные консолидационные процессы, приведшие к включению в единый народ различных этнотерриториальных групп, завершились во 2-й половине 19 – нач. 20 в.

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III-IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён.
Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними.
В V-VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата.
В VII—VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в X веке создали государство - Болгарию Волжско-Камскую.
После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний (восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана), Волжская Болгария была окончательно захвачена монголо-татарами.
Болгарское население вытеснялось на север (современный Татарстан), замещалось и частично ассимилировалось.

В XV-XVI веках происходит формирование отдельных групп татар - Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари, касимовские татары, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар), астраханских, сибирских, крымских и других.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию.
Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах.
Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века - русской культуры.


Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :
булгаро-татарская теория
татаро-монгольская теория
тюрко-татарская теория
Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория :
В рамках теории булгаро-татарского происхождения татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда у булгарского этноса, начавшегося складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар.
По мнению сторонников теории, последующие периоды (период существования Золотой Орды, Казанского Ханства, русский период) не оказали значительных влияний на язык и культуру булгаро-татарского народа, причем, в период Казанского Ханства, булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием «булгары») до 20-х годов XX века.
Основы теории были заложены в 20-е годы XX века в трудах Н. Н. Фирсова, М. Г. Худякова и др. и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25-26 апреля 1946 г. Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных:
Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определенные выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность, есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами.
На формирование их решающее влияние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар.
На сессии с докладами выступили А. П. Смирнов («К вопросу о происхождении казанских татар»), Т. А. Трофимова («Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии»), Н. И. Воробьев («Происхождение татар по данным этнографии»), Л. З. Заляй («Происхождение татар Поволжья по материалам языка»).
До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория татаро-монгольского происхождения :
В рамках теории татаро-монгольского происхождения татар ключевым моментом этногенеза считается переселение в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племен.
Смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, эти племена создали основу татарского этноса, его культуры и государственности. Как правило, сторонники теории склонны либо преуменьшать, либо отрицать значение Волжской Булгарии в истории казанских татар.
Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. Неслучайно безымянный автор «Казанской истории» (XVI век) выводит происхождение казанских татар от татар Золотой Орды и пишет: «начаша збиратися ко царю…от различных стран; ото Златыя Орды, от Астрахани, и от Азова и от Крыма. И нача изнемогати во время то и Великая Орда усиляти Золотая, и укреплятися вместо Золотыя Орды Казань - новая Орда…».
О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, о тождестве поволжских татар и татар Золотой Орды говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.
В конце XIX - начале XX веков версия татаро-монгольского происхождения татар начинает находить научное оформление в работах Г. И. Перетятковича, А. Н. Ашмарина, М. Н. Покровского, В. Ф. Смолина, Х. Атласи, Г. Баттала, З. Валиди, М. Рамзи. Однако уже и в 20-е годы XX века первоначальные постулаты теории начали подвергаться смягчению. Так, например, Г. Губайдуллин в своих работах выводил предков современных татар от домонгольских кипчаков, отатаренных в период Золотой Орды.
К концу 30-х годов XX века в советской идеологии сформировалась тенденция особо подчеркивать историческую роль русского народа. Золотая Орда стала, соответственно, рассматриваться как агрессивное государство, которое имело агрессивный характер и вело «захватнические войны и разбойничьи походы на земли русского народа и его соседей». Это незамедлительно нанесло отпечаток и на татарскую историографию. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» и Постановление Татарского обкома ВКП(б) от 6 октября 1944 «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» привели к фактическому запрету изучения истории Золотой Орды вне идеологических рамок, а после уже упоминаемой научной сессии Отделения истории и философии АН СССР, прошедшей в 1946 году, изучение этногенеза татар могло развиваться фактически лишь в рамках булгаро-татарской теории.
Подобная ситуация сохранялась до середины 80-х годов XX века.

Тюрко-татарская теория :
Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий.
Первоначально теория развивалась зарубежными авторами.
Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 г. После того, как в конце 1980-х гг. потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций.

Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса :
Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI - середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского Каганата и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившая наиболее древнюю письменность - тюркскую рунику. Этническое самосознание оставалось локальным.
Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII - первая четверть XV вв.).
В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи (Золотой Орде); средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию к XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (литературный старотатарский язык).
Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на нём (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII в. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности.
В образовавшихся татарских ханствах, началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др.
После середины XVI века и до XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар (так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман».
Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первую очередь крымские татары) далее развивались самостоятельно.
Период с XVIII до начала XX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Эта проблема на сегодняшний день изучена недостаточно глубоко.
Выделяют такие этапы формирования нации :
С XVIII до середины XIX века - этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия.
С середины XIX века до 1905 века - этап «этнокультурной» нации.

После реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации.
Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.
На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.
С 1905 до конца 1920 гг. - этап «политической» нации. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные во время революции 1905-1907 гг.
В дальнейшем были идеи Штата Идель-Урал, Татаро-Башкирской СР, создание Татарской АССР.
После переписи 1926 г. исчезают остатки этносословного самоопределения.


Культура и быт :
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором.
Внешний фасад украшался многоцветной росписью.
У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Национальная одежда :
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба.
Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок.
Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши.
Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Национальные праздники :
Сабантуй - праздник плуга, связанный с аграрным культом.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (28.12.2012)
Просмотров: 2032 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz