НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Уйгуры - ٮًوُيغوُرلار / Уйғурлар
Уйгуры (самоназвание по-уйгурски : ٮًوُيغوُرلار / Уйғурлар; ед. ч. - ٮًوُيغوُر / Уйғур;) - субъектообразующая нация Синьцзян-Уйгурского автономного района (شىنجاڭ ٮًوُيغوُر ٮًاپتونوم رايونى / Шиняң Уйғур аптоном райони) в составе Китайской Народной Республики (جۇڴگۇا خەلق جۇمهۇرىيیتى / Җуңгуа Хелқ Җумхурийити).
Общая численность - ~ 11 000 000 чел., численность в Китае (
خىتاي / جۇڴگو / Җуңго / Хитай)i - 10 069 346 чел. (2010), численность в Уйгуристане (ٮًوُيغوُرىستن / Уйғуристан)I- 8 345 622 чел. (2000), небольшой анклав уйгуров численностью около 7 000 человек, существует также в провинции Хунань (خۇنەن / Хунаң), на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.
Также уйгурские общины имеются в Королевстве Саудовская Аравия, ОАЭ, Германии, Бельгии, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии.

Китай - 10 069 346 (2010)
  Синьцзян-Уйгурский АР - 8 345 622 (2000) - 45,21 %
   провинция Хунань - ~7 000
Казахстан - 237 582 (2012)
Киргизстан - ~ 49000
Узбекистан - ~ 50 000
Турция - ~ 40 000
Российская Федерация - 2 867 (2002)
Туркменистан - ~ 3 000
ЕС - ~ 10 000
Пакистан - ~ 3 000
Украина - 197 (2001)
Австралия - ~ 3 000
США - ~ 4 000
Канада - ~ 2 000

Автоэтноним :
Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название - уйгуры.
Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать».
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Эндоэтнонимы :
По-китайски - «
维吾尔»; по-казахски - «Ұйғыртар»; по-узбецки - «Uyg'urlar»; по-турецки - «Uygurlar»; по-киргизски - «Уйгурлар»; по-монгольски - «Уйгурууд»; по-тибетски - «ཡུལ་གོར་མི།»; по-английски - «Uigurs»;этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Язык :
Уйгурский (ٮًوُيغوُرچە / ٮًوُيغوُر تیلی / Уйғур тили / Уйғурчә) > Карлукская подгруппа > Тюркская группа > Алтайская языковая семья

Различают три основных диалекта: северо-западный (центральный), южный (хотанский) и восточный (лобнорский). Диалекты преимущественно различаются произношением, что, однако, не является серьёзным препятствием в общении.
В основу современного литературного уйгурского языка был положен северо-западный (центральный) диалект, состоящий из трёх доминирующих говоров: турфанского, илийского и кашгарского, а также нескольких говоров местного значения: комульского, урумчийского, карашарского, кучарского, корлинского, аксуйского и яркендского.
Произносительная норма закреплена за говором илийских (кульджинских) уйгуров, а литературный стандарт базируется на очень близком говоре Урумчи.
Для уйгуров в странах СНГ в качестве нормообразующих можно выделить очень близкий кульджинскому семиреченский говор и более близкий кашгарскому ферганский говор. Однако, различия между синьцзянскими говорами и языком уйгуров в СНГ незначительны и в основном заключены в лексике (в языке уйгуров СУАР больше китайских заимствований, а в речи уйгуров в СНГ чаще встречаются русские слова).
Становление современного языка происходило в сложных географических условиях. Отдалённость друг от друга, плохая связь, а иногда и политическая разобщённость оазисов Туркестана не способствовали формированию единого стандарта языка. Начало активного развития уйгурского языка исследователи относят к XVII веку. До второй половины XVIII века доминирующее положение занимал кашгарский диалект, а позднее на первый план вышел илийско-таранчинский диалект. Эти два диалекта (сейчас говоры) и стали прообразами литературного новоуйгурского языка. Современный литературный уйгурский язык (һазирқи заман әдәбий уйғур тили) начал формироваться с середины 30-х годов XX века на основе общенародного живого языка (центрального диалекта).
Письменность :
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

В настоящее время литературный уйгурский язык официально записывается с помощью двух графических систем: синьцзянской или восточно-туркестанской в Китае (письменность на арабской графической основе, т. н. әрәб йезиқи - «арабское письмо» или кона йезиқ - «старое письмо») и центральноазиатской (в бывшем СССР, т. н. славиә йезиқи - «славянское письмо» или славиәнчә — «по-славянски»). В СССР письменность на арабской основе до 1930 года, на латинской в 1930-1946 годы, с 1947 года - на основе кириллической графики. В период с 1965 по 1982 годы в КНР использовалась также латиница, т. н. йеңи йезиқ - «новое письмо», на основе китайской транскрипционной системы пиньинь.
В наши дни для записи уйгурского используются ещё как минимум две разновидности латинского алфавита: уйғур латин йезиқи - «уйгурское латинское письмо» (ULY), вспомогательный алфавит, разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года). Этот алфавит приобретает всё большую популярность в интернете и западных изданиях и, вторая - различные модификации йеңи йезиқ, в том числе на основе турецкого латинского алфавита.
Характерной чертой современного уйгурского алфавита на арабской основе является регулярная передача гласных (в отличие от старого уйгурского арабского алфавита и многих других современных разновидностей арабского письма, где гласные на письме либо опускаются, либо факультативно передаются методом матрес лекционис).
Особенностью современной уйгурской арабской орфографии также является последовательное отображение перед гласными в начале слова и между двумя гласными двух разных слогов в середине слова так называемой хамзы
ء, буквы передающей фонемическую гортанную смычку.

Арабское письмо :
ﯪ ﯭ ب پ ت ج چ خ د ر ز ژ س ش غ ق ك گ ڭ ل م ن ۋ ه ئە ﯮ ﯰ ﰃ

Uyghur Latin Yëziqi :
Aa Bb Chch Dd Ee Ёё Ff Gg Ghgh Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Ngng Oo Öö Pp Qq Rr Ss Shsh Tt Uu Üü Ww Xx Yy Zz Zhzh

Кириллица обр. 1960 г. :
Аа Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Һһ Әә Жж Җҗ Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Үү Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя

Религия :
Основная религия - ислам (
ئاى سلام دىنى / ислам дини).
Абсолютное большинство верующих уйгуров - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, в последнее время широко распространяется салафизм. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сатук Абдукерим Бограхана (X век).

Субэтносы :
Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана, из отдаленных территориально друг от друга групп населения, зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар):
* турфанцы (уйг. турпанлиқләр)
* кашгарцы (уйг. қәшқәрлиқләр)
* комульцы (уйг. қумуллуқлар)
* хотанцы (уйг. хотәнликләр)
* аксуйцы (уйг. ақсулуқлар)
* яркендцы (уйг. яркәндликләр)
* доланы (уйг. доланлар)
* лобнорцы (уйг. лопнурлуқлар)
* чугучакцы (уйг. чөчәкликләр)
* учтурфанцы (уйг. учтурпанлиқләр)
* кульджинцы (уйг. ғулҗилиқлар)
* атушцы (уйг. атушлуқлар)
* кучарцы (уйг. кучарликлар)
* корлинцы(уйг. корлалиқләр)
* мачины (уйг. мачинләр)
* полурцы (уйг. полурлуқлар)
* абдалы (уйг. абдаллар)
Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Антропологически уйгуры являются населением,представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин, китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются 60% европеоидного и 40% монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад. В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30% европеоидной примеси.
все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Социальная организация :
Среди уйгуров, до настоящего времени широко распространены мужские союзы, «оттуз огул». «Оттуз огул» в переводе с уйгурского языка - «тридцать парней», в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и вообще поддержка членов союза любым способом.
«Машряп» - общие собрания членов союза «оттуз огул», ритуал проведения «машряпа» разрабатывается до мелочей, вплоть до того, в какой момент участники какую позу должны принимать. Среди судебных приговоров имеют место, например, обливание водой поставленного к стене провинившегося — имитация побивания камнями или стрелами, привязывание провинившегося в арыке к дереву на берегу, посылка ночевать на кладбище, имитация крика животных и птиц (петуха, осла, барана) и т. д. Ранее практиковалась строгая система штрафов: взимали баранов (вносили соответствующее число яблок), верблюдов (гранат), коней (груша), коров (слива).
В настоящее время китайским правительством официально запрещены «машряпы», после событий 1997 года, в Кульдже. Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.
У уйгуров Восточного Туркестана, сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия, национальные уйгурские ножи, «пчак». «Пчак», на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет, мальчикам в колыбель, под подушку кладут «пчак». Ремеслом изготовления ножей, часто занимаются семьи «пчакчи», на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей, древний уйгурский город Янгиссар, где почти все население с древнейших времен, занимается этим ремеслом.
Семья :
Малая. В уйгурских семьях, существует традиция согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.
Браки, заключаются исключительно между единоверцами, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом - ахуном, имамом.
Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из корана, молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль.

Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).
В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата.
Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов(795-840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили:
„Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность".
Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

Уйгурский идыкут, государство Кочо, 9-13 вв.В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар.
В 840-е годы вследствие сложных внутри политических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.
Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо в Турфане просуществовали более 400 лет.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство).
В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец).
В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей.
В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения.
В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства.
Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Государства средневековья и нового времени :
Уйгурский каганат - VIII-IX вв.
Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо - IX-XIV вв.
Государство Караханидов - IX-XIII вв.
Ганьсуйское государство - IX-XI вв.
Яркендское Саидийское ханство - XV-XVII вв.
Теократическое государство ходжей - XVII-XVIII вв.
Уйгурское государство Йаттишяр - 1864-1878 гг.
Илийский султанат - 1864-1871 гг.
Тюркская Исламская республика Восточный Туркестан - 1933-1934 гг.
Восточный Туркестан (ВТР) - 1944-1949 гг.

Культура : Традиционные занятия уйгуров - торговля, земледелие и различные ремёсла, отгонное животноводство.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (29.12.2012)
Просмотров: 1877 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz