НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Узбеки - O‘zbeklar
Узбеки (самоназвание по-узбекски : мн. ч. - O‘zbeklar; ед. ч. - O‘zbek;) - государствообразующая нация Республики Узбекистан (O‘zbekiston Respublikasi).
Oбщая численность -
~ 28 000 000 чел., основное население Узбекистана (O‘zbekiston) - ~ 19 300 000 чел., проживают также :  
На севере Исламской Республики Афганистан (Af
g‘oniston Islomli Respublikasi) и в столице - г. Кабул (Kobil).
В приграничных районах Республики Таджикистан (Tojikiston Respublikasi).
В Республике Киргизстан (Qir
g‘iziston Respublikasi) в г. Ош (O‘sh).
В Республике Туркменистан (Turkmaniston Respublikasi) в Дашаузском вилайяте (Toshoguz viloyati).  

Узбекистан - ~ 19 300 000 - 79 %
Афганистан - ~ 2 000 000 - 9 %
Таджикистан - ~
1 012 500- 16,52%
Киргизстан - 796 291 (2012) - 14,34 %
    Ошская область - 308 688 (2009)
          г. Ош - 114 036 (2009) -
48,31 %
    Джалал-Абадская область - 250 748 (2009)
Казахстан - 493 721 (2012)
Туркменистан -
407109 (1995) - 9,20 %
Российская Федерация
- 289 862 (2010) - 0,2 %
     г. Москва - 24 312 (2002)

Пакистан - ~ 70 000
Турция - 50 000
Украина - 12 353 (2001)
Китай - 12 370 (2000)
Белоруссия - 1 593 (2009)
Латвия - 339 (2011)

США - ~ 20 000

Более 60 % населения Узбекистана проживает в селе и занимается земледелием.

Эндоэтнонимы :
По-английски - «Uzbeks»; по-турецки - «Özbekler»; по-казахски - «Өзбектер»; по-каракалпакски - «
O'zbekler»; по-уйгурски - «ئۆزبېك مىللىتى»; по-татарски - «Үзбәкләр»; по-крымско-татарски - «Özbekler»; по-китайски - «乌兹别克族»;

Язык :
Узбекский (
O‘zbek tili / O‘zbekcha) > Кипчакская подгруппа > Тюркская группа > Алтайская языковая семья

Современный узбекский язык имеет сложную диалектную структуру и занимает своеобразное место в классификации тюркских языков. Диалекты современного разговорного узбекского генетически разнородны (в их формировании участвовали носители карлукской, кыпчакских, огузской диалектных групп), условно делятся по фонетическому признаку на 2 группы - «окающие» (говоры городов Ташкента, Самарканда, Бухары и др. и прилегающих районов) и «акающие» (делятся на две подгруппы в зависимости от употребления начального согласного «й» или «дж»);
Различают четыре основные диалектные группы.

* Северо-узбекские диалекты южного Казахстана (иканско-карабулакский, карамуртский, вероятно, относятся к огузской группе).
* Южно-узбекские говоры центральной и восточной части Узбекистана и северного Афганистана, а также диалекты большинства крупных центров расселения узбеков (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский и туркестано-чимкентский) относятся к карлукской (чагатайской), или юго-восточной группе тюркских языков; на этом основании к ней принято относить, вместе с уйгурским, и узбекский язык в целом. Ферганский и туркестано-чимкентский диалекты наиболее близки к литературной норме. Стандарт произношения закреплён за ферганско-ташкентской группой говоров (после 1937 года).
Основной особенностью этих диалектов является то, что они в большей или меньшей степени иранизированы. Продолжительное влияние иранских наречий (в основном таджикского языка) сильно заметно здесь не только на лексическом, но и на фонетическом уровнях.
* Хорезмский диалект и другие говоры юго- и северо-запада Узбекистана (а также два говора в Казахстане) относится к огузской группе, близкий к туркменскому языку
* Кыпчакские говоры, относительно близкие к казахскому языку, распространены по всей территории страны, а также в других республиках Средней Азии и в Казахстане. Сюда же можно отнести и сурхандарьинский диалект. Исторически эти говоры сформировались в среде кочевых узбеков.
Письменность :
Современная письменность на основе латинской графики :
Aa Bb Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Xx Yy Zz O‘o‘ G‘g‘ Sh sh Ch ch ’ '


В Афганистане для узбекского языка используется алфавит на основе арабо-персидской графики :
آ ا أ ء ب پ ت ث ج چ ح خ د ذ ز ژ س ش ص ض ط ظ ع غ ف ق ک گ ل م ن و ٶ ۇ ۉ ە ة ى ي ې ٸ

До 1928 года узбекский язык использовал алфавит на основе арабского (арабо-персидская письменность). До середины XIX века узбекский алфавит полностью совпадал с персидским. После присоединения Средней Азии к России на узбекском языке начали выпускаться газеты и журналы, появились деловые и административные документы. В этих изданиях стали использоваться дополнительные буквы для обозначения специфических звуков узбекского языка, но употреблялись они бессистемно и различались от издания к изданию.
В 1918-1922 годах члены филологического общества «Чагатай гурунги» вели активную дискуссию о реформировании узбекского письма. Наконец в октябре 1923 на Первой орфографической конференции среднеазиатских узбеков в Бухаре был принят реформированный узбекский алфавит на основе арабо-персидской графики. 18 октября 1923 года этот алфавит был официально утверждён Народным комиссаром просвещения Туркестанской АССР. Этот алфавит действовал в СССР до 1930 года.

Вопрос о переходе узбекского языка на латиницу был поднят ещё в 1920 году. Но тогда его сторонники не получили одобрения со стороны многочисленных приверженцев реформирования арабского письма. Вторично этот вопрос был поднят в 1926 году на I Востоковедческом съезде в Баку. На этом съезде был одобрен переход всех тюркских языков народов СССР на новый латинский алфавит. Для реализации перехода на латиницу был создан Комитет нового алфавита при Президиуме ЦИК Советов Узбекской ССР. Различные проекты нового алфавита широко обсуждались на страницах печати, различных заседаниях, собраниях, конференциях. На Республиканской орфографической конференции в Самарканде, проходившей в мае 1929 года, был утверждён новый узбекский алфавит из 34 знаков:
Aa Bb Cc Çç Dd Ee Əə Ff Gg Ƣƣ Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Ꞑꞑ Oo Өө Pp Qq Rr Ss Şş Tt Uu Vv Xx Yy Zz Ƶƶ Ьь '

В 1934 году были отменены буквы Ө ө, Y y, Ь ь. В 1938 году филологи решили реформировать узбекский алфавит ещё раз, но в это время набирал силу процесс кириллизации, что сделало реформу латинизированного алфавита неактуальной

В 1939 году при Коллегии Наркомпроса Узбекской ССР была создана комиссия по разработке узбекского алфавита на основе кириллицы. Эта комиссия разработала алфавит, который включал все 33 буквы русского алфавита, а также дополнительные знаки Ңң, Ҷҷ, Өө, Ққ, Ƶƶ, Ҳҳ. Однако этот проект подвергся мощной критике языковедов и педагогов за свою громоздкость и наличие лишних букв. В результате проект был изменён.

8 мая 1940 года III сессия Верховного Совета Узбекской ССР приняла закон о переходе на алфавит на основе русской графики:
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Ъъ Ьь Ээ Юю Яя Ўў Ққ Ғғ Ҳҳ

В Таджикистане, где кириллица остаётся основным алфавитом узбекского языка, в печати вместо буквы Ўў используется Ӯӯ.

Религия :
Основная религия - ислам (islom).
Большинство верующих узбеков - мусульмане (в основном сунниты ханафитского мазхаба, численность шиитов не превышает 1 %, они сконцентрированы в Бухарской и Самаркандской областях).
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Субэтносы :
К началу 20 века в составе узбеков выделялись три большие субэтнические группы :
сарты - древнее оседлое население оазисов;
тюрки карлуки - сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и другими тюркскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана;
узбеки - потомки дештикыпчакских племён, переход которых к оседлости завершился лишь к началу 20 века.
Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После оккупации среднеазиатских ханств со стороны России в 19 веке процесс национальной консолидации узбеков значительно усилился.
Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После оккупации среднеазиатских ханств со стороны России в 19 веке процесс национальной консолидации узбеков значительно усилился.
Однако узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Узбеки - метисная группа между европеоидной и монголоидной расами.
Среди современных узбеков преобладают Памиро-ферганский тип европеоидной расы (Памиро-ферганская раса или раса Среднеазиатского междуречья), с примесью монголоидных элементов. Памиро-ферганская раса возникла в результате метисации мощного андроновского (палеоевропеоидного) типа и местного грацильного медитерранидного типа. В целом доля монголоидных элементов у узбеков выше по сравнению с таджиками, но лишь в отдельных группах монголоидный элемент становится если не господствующим, то по крайней мере численно равнозначным европеоидному.

Социальная организация :
На формирование особенностей быта узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции - выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины - махалля и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами.
У полукочевых узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и «родовой» общине было свойственно глубокое социальное расслоение.
Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки и притом ранние. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.
----------------------------------------------------------------------------

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов». Наиболее близким узбекам народом были таджики. Е. К. Мейендорф побывавший в Бухаре в 1820 году писал, что «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…». Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Те группы носителей этой культуры, которые удержали в быту иранские языки, явились предками таджиков, а те группы, которые усвоили языки оседавших на территории оазисов кочевников-тюрок, стали предками узбеков.

Этногенез узбеков протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных районах. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена, восточные иранцы.
Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа 1-2 веков, в связи с продвижениями кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии.
Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться узбеки, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.
Новая волна тюркских племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (2-я половина 14-15 век).
Этноним узбеки утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде дештикыпчакских узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён хана Узбека, 14 век), пришедших в Мавераннахр на границе 15-16 веков во главе с Шейбани-ханом из сыр-дарьинских степей.
Однако узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Традиционными занятиями узбеков были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремесло и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.
Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном из среды оседлого населения - узбеков и таджиков. В предгорной и особенно в степной зонах у узбеков скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).  
В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).
С 1960-х годов результаты реорганизации сельского хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения.
Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи, Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело.
Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих поколений узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.
В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.
Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца 19 - начала 20 века распространилась верхняя одежда в талию - камзол.
Головные уборы у мужчин - тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном.
Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы.
Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.
В одежде узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие - от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс - стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами).
Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин - платок.
Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной (реже - из другой - кукурузной и т. д.) муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и т. д.). Распространены и готовые мучные изделия (в том числе - десертные).
Ассортимент блюд отличается очень большим разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и черным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.).
Разннобразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо наиболее предпочтительное - баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), конина и т. д. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и т. д.
Излюбленное блюдо - плов, имеющий более 100 разновидностей. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис).
Главный напиток - чай, чаще зелёный. Алкоголь употребляется ограниченно.
Красочный национальный колорит сохраняют узбекская посуда и застольный этикет.
Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.).
Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки).
Популярны народные театр и цирк - выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Diadka (05.01.2013)
Просмотров: 3184 | Теги: Өзбектер, O‘zbek tili, узбекистан, Узбеки, Özbekler, O‘zbekcha, O‘zbeklar, Uzbeks, O‘zbekiston | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz