НАЦИО Пятница, 03.05.2024, 02:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Адыги - Адыгэхэр

Адыги (самоназвание по-адыгски : мн. ч. - Адыгэхэр; ед. ч. - Адыгэ;) - субъектообразующая нация Республики Адыгея (Адыгэ Республикэ), одна из субъектообразующих наций Карачаево-Черкесской Республики (Къэрэщэе-Чэркэс Республикэ) и Кабардино-Балкарской Республики (Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ) в составе Российской Федерации (Урыс \ Арыс Федерация).

Единый народ искуственно разделяемый Российским государством на кабардинцев, черкесов, убыхов, адыгейцев и шапсугов.

После кавказской войны в 1860-х гг. адыги не смирившиеся с покорением своей страны русскими были изгнаны в Османскую империю (Уэсмэн империэ), движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть адыгских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

Oбщая численность - ~ 5 000 000 чел., общая численность в РФ - 718 727 чел. (2010), адыгские диаспоры (потомки мухаджиров) существуют в Турции - ~ 5 000 000 чел. - более 8 % от населения страны, Иордании - ~ 170 000 чел. и Сирии - ~ 80 000 чел.
Адыгские диаспоры в Египте и Ливии большей частью являются потомками адыгских мамлюков, которые служили в армиях арабских халифов с IX века.
История Египта средних веков тесно связана с адыгами (черкесами), так как мамлюки продолжительное время правили Египтом.

Российская Федерация - 718 727 (2002)
Турция - ~ 3 000 000
Иордания -
~ 170 000
ЕС -
~ 50 000
Сирия -
~ 80 000
Египет -
~ 50 000
Ливия -
~30 000
Украина - 338 (2001)

Автоэтноним :

Эндоэтнонимы :
По-русски - «Адыгейцы»; по-английски - «Adygeis»; по-осетински - «Адыгъе»; по-аварски - «Адыгеял»; по-лезгински - «Адигъар»; по-арабски - «أديغة»; по-турецки - «Adigeler»; по-курдски - «Adîgey»; по-украински - «Адиги»;

Язык :
Адыгейский (Адыгэбзэ) > Адыгская подгруппа >
Абхазско-адыгская группа > Северо-кавказская языковая семья

Имеет 2 диалекта: нижне-адыгейский с говорами абадзехским (на территории России в настоящее время практически вымер, но продолжает использоваться в адыгейской диаспоре), бжедугским, темиргоевским, шапсугским, кабардинским и кабардино-черкесский диалект.
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
 Аа Бб Вв Гг Гугу Гъгъ Гъугъу Дд Дждж Джъджъ Дздз Дзудзу Ее Ёё Жж Жъжъ Жъужъу Жьжь Зз Ии Йй Кк Куку Къкъ Къукъу Кlкl Кlукlу Лл Лълъ Лlлl Мм Нн Оо Пп Пlпl Пlупlу Рр Сс Тт Тlтl Тlутlу Уу Фф Хх Хъхъ Хъухъу Хьхь Цц Цlцl Чч Чlчl Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя l lУlу

Религия :
Основная религия - ислам.
Большинство верующих адыгейцев - мусульмане-сунниты.

Раса :
Относятся к балкано-кавказской подрасе большой европеоидной расы.

Социальная организация :
Социальное развитие предков адыгейцев протекало неравномерно.
Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами.
Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.
Семья :
В горных районах сохраняются большие семьи. Система родства арабского типа.
В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.).
Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

-----------------------------------------------------------------------

В Советский период, адыги получили статус титульной нации, но для ограничения национализма и этнического раздробления, автономии были огранизованы с народностями имевшие другую культуру и происхождения. Так появились две отдельные адыго-тюркские республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия с "кабардино-черкесским" и "карачаево-балкарским" взаимными официальными языками. На равнине была образована Адыгейская АО с официальным "адыгейским" языком. Во Вторую мировую войну адыги в отличии от многих северо-кавказских народов не были депортированы в 1944 году...

-----------------------------------------------------------------------
Геноцид черкесов (Адыгэм я лъэпкъгъэкIуэд) - термин, который Верховный Совет Кабардино-Балкарии (в 1992 году) и парламент Адыгеи (в 1994 году) использовали при описании фактов массового изгнания черкесского народа (а также родственных абазов, абхазов и убыхов) во время и по окончании Кавказской войны.

Применяются также термины черкесское мухаджирство, переселение в Стамбул (ИстамбылакIуэ). Против использования термина «мухаджирство», как не соответствовавшего «содержанию социального явления - изгнания горцев Кавказа» выступила в 1990 году Всесоюзная научно-практическая конференция 24-26 октября 1990 года «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства»

-----------------------------------------------------------------------

Адыгейцы, как кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги.  

С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов.
Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864 году. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е годы бежали от надвигающейся российской армии в Османскую империю (их потомки составляют многочисленные диаспоры в странах Ближнего Востока), меньшая часть (менее 10%) - переселилась в равнинные районы.   

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство).
Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё.
Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.
В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи.
Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.

-----------------------------------------------------------------------------
Война с черкесами :
В ходе Кавказской войны зачистка территорий Черкесии велась интенсивно и захваченное в плен население (адыги, убыхи, абазины и абхазы) в короткие сроки направлялось к Черноморскому побережью для последующего выселения в Османскую империю, захваченная же территория в такие же короткие сроки заселялась казаками, армянами и выходцами из центральной части Российской империи.

Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали адыги (шапсуги, темиргоевцы, абдзахи, натухайцы, бжедуги, кабардинцы и др.) и абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, тамовцы, шахгиреевцы). При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла имперские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.


В 1861 году российский царь Александр II лично прибыл в Кубанскую область. Делегация "немирных" абадзехов, шапсугов, убыхов подала ему письменное прошение, в котором выражалась готовность к миру и покорности взамен на неприкосновенность земель и уклада. Российский император, как отмечается в различных более поздних публикациях, ответил: "Выселиться куда укажут или переселиться в Турцию".

Выселение черкесов :
Переселение адыгов и вообще горцев Северного Кавказа в Османскую империю происходило в несколько этапов, каждый из которых отличался своими особенностями.

В 1860 году в Стамбуле была сформирована Верховная комиссия по переселению (Мухаджирин комисьюн 'али). Она входила в ведение министерства торговли, а с июля 1861 года получила независимый статус, штат служащих и бюджет. Комиссия отвечала за расселение мухаджиров и оказание им материальной помощи. 19 марта 1875 года она была расформирована, вместо нее было создано специальное управление по делам мухаджиров при министерстве внутренних дел Османской империи.

В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Д.С.Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А.П.Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5 000 семей.

Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года "О переселении горцев", тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.

Мухаджиров 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др. не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа, прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, "на плоскость") сгоняли под конвоем на берег Черного моря, зачастую вдали от населенных пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней. Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжеры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди мухаджиров также и в пути. На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жен, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях. Трагедия выселения горцев с Северо-Западного Кавказа в 1860-х годах засвидетельствована в письменных источниках многими российскими, европейскими, турецкими очевидцами.

В 1867 году наместник Кавказский великий князь Михаил Николаевич, посетив Кубанскую область, "лично объявил горцам, что переселение их в Турцию должно прекратиться окончательно". Казаки и крестьяне, переселенные из внутренних районов России, не смогли вести хозяйство в горных условиях. Чрезвычайно прежде развитые в этих краях садоводство, животноводство, пчеловодство и даже земледелие пришли в упадок, значительные пространства обезлюдели.

Отныне российские власти на Кавказе переходят к поощрению выселения не всех, но "более неблагонадежных", как правило, под видом паломничества в Мекку. Эмиграция горцев продолжалась до конца гражданской войны в России.


Оценки количества переселённых :
Современники оценивали общее число «вольных» черкесов в 350-400 тысяч человек (и «княжеских», или «мирных», черкесов ещё в 50-60 тысяч), отмечая при этом, что точные цифры получить невозможно (приводились также оценки в 320, 500 и 900 тысяч).

Когда российское правительство вынудило черкесов выбирать между переселением на Кубань и переселением в Османскую империю, одна четверть решила переселиться на Кубань, а три четверти - в Османскую империю, при этом шапсуги и убыхи уехали в Турцию почти все, а абадзехи и бжедуги - более, чем наполовину.

По оценкам генерала Фадеева, во время основного потока миграции в 1864 году в Турцию переселились 211 тысяч черкесов, в 1865 году ещё 40 тысяч, по турецкой переписи 1865 года их было 70 000 семей, около 200 000 человек.

Политические реакции в конце XX-начале XXI века :
24.10.1990 г. - Выводы и рекомендации Всесоюзной научно-практической конференции «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства» 24 - 26 октября 1990 г., в городе Нальчике:
« Участники конференции считают антинаучными концепцию, сложившуюся в период культа личности и застоя, о якобы реакционном, антинародном, националистическом характере борьбы северокавказских горцев, инспирированной Англией и Османской империей, и идею, проводившуюся в определенный период в публикациях современных советских авторов о якобы сепаратистском, феодально-религиозном, экспансионистском по отношению к России движении, возникшем в отсталых слоях горского населения Северного и Западного Кавказа (М. Блиев, В. Б. Виноградов и др.). Как видно из материалов данной конференции, политика русского царизма в этом регионе была завоевательной колонизаторской, сопряженной с покорением, геноцидом и изгнанием большей части адыгского народа и части других народов за пределы Родины. Насильственное изгнание — трагедия народов. Оно было последствием Кавказской войны, проистекало в сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановке, обусловленной экспансионизмом русского царизма. Неблаговидную роль в этом процессе сыграли также правительства Османской империи и отдельных западных держав. Национально-освободительная борьба горцев Северного и Западного Кавказа в XIX веке, пользовавшаяся симпатией и поддержкой передовых сил России и Запада, была антиколониальной, прогрессивной, отвечающей интересам народов этого региона и русского народа.»

07.02.1992 г. - Постановление Верховного Совета К-БССР об осуждении геноцида черкесов от 7 февраля 1992 г. N 977-XII-В
1994 г. - Первый российский президент Борис Ельцин в заявил, что «сопротивление царским войскам было оправданным», но он не признал «вину царского правительства за геноцид». Спустя некоторое время руководители Кабардино-Балкарии и Адыгеи направили в Госдуму просьбу «пересмотреть ситуацию и принести необходимые извинения».
12.05.1994 г. - Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 12.05.1994 № 21-П-П (об обращении в Госдуму с вопросом признания геноцида черкесов)
29.04.1996 г. - Постановление Государственного Совета - Хасэ РА об обращении к ГД ФС РФ от 29 апреля 1996 г. N 64-1 (об обращении в Госдуму с вопросом признания геноцида черкесов)
29.04.1996 г. - Обращение Президента Республики Адыгея к Государственной думе Федерального собрания от 29 апреля 1996 г. (об обращении в Госдуму с вопросом признания геноцида черкесов)
25.06.2005 г. - Обращение Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости признания геноцида черкесского народа.
23.10.2005 г. - Обращение Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» к председателю Государственной Думы Федерального Созыва Российской Федерации Грызлову.
28.10.2005 г. - Обращение Адыгейского республиканского общественного движения «Черкесский конгресс» к Президенту Российской Федерации Путину В. В.
17.01.2006 г. - Ответ Государственной думы РФ, в котором парламентарии прокомментировали события 20 века, не имеющие отношения к обозначенным в обращении АРОД «Черкесский конгресс» событиям 18-19 веков.
20.05.2011 г. - Парламент Грузии признает события 19 века на западном Кавказе актом геноцида против черкесского народа со стороны Российской Империи.
26.07.2011 г. - Международная ассоциация исследователей геноцида начинает изучение вопроса черкесского геноцида.

В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из разных стран обратились в Европарламент с просьбой «о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII-XIX столетий». В обращении к Европарламенту было сказано, что «Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель.». Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов, а в 2010 году с аналогичной просьбой черкесские делегаты обратились к Грузии.
Отдельные российские правозащитники поддерживают претензии, выдвигаемые некоторыми представителями черкесов .


Признание геноцида черкесов Грузией :
20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны.
После войны в Южной Осетии в 2008 году, Грузия активизировала усилия по налаживанию контактов с Северным Кавказом. Был проведён ряд тематических конференций, на которых обсуждался вопрос признания геноцида.

Так 20-21 марта 2010 года в столице Грузии Тбилиси прошла конференция под названием «Сокрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», в которой участвовали в том числе представителей черкесских общин и некоторые депутаты грузинского парламента. Итогом конференции стало подписание воззвания черкесских участников конференции к парламенту Грузии с просьбой о признании в качестве геноцида событий, которые именуются расправами над черкесами и их депортацией, которые, по их мнению, осуществляла на Северном Кавказе царская Россия.

В 2011 году в Тбилиси прошли расширенные заседания четырёх парламентских комитетов, на которых было представлено заключение грузинских историков о событиях XIX века. 20 мая 2011 года Парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской Империей во время войны на Кавказе. Согласно тексту резолюции, действия российских властей признаны этнической чисткой и военно-карательными экспедициями, в результате которых «было уничтожено или изгнано с родины больше 90 процентов черкесов». Также черкесы, депортированные во время войны 1763-1864 годов и после неё, признаются беженцами.

Депутат Госдумы РФ Сергей Марков отреагировал на признание геноцида так: «В России конечно посмотрят на этот вопрос, как грязную провокацию военного преступника Саакашвили, который делает всё, чтобы нагадить России и Путину лично. В том числе чтобы испортить как-то Олимпиаду в Сочи». Политолог Евгений Ихлов в интервью телеканалу «ПИК» заявил «Геноцид был. Россия не признает геноцид западнокавказских народов никогда».

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (06.01.2013)
Просмотров: 2338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz