НАЦИО Пятница, 17.05.2024, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Аймара - Aymaranaka

Аймара (самоназвание на аймара: Aymaranaka) - основная территория расселения высокогорные области в районе озера Титикака на западе Многонацианального Государства Боливии (Wuliwya Suyu) - по данным переписи 2006 г. - 2,25 млн. чел. - 25 % населения, юге Республики Перу (Piruw Suyu) - регион Пуно (Punu), Мокегуа (Moqwegwa), Такна (Taqna) и Арекипа (Arequipa) - 1,46 млн чел. - 5,4 % населения, на севере Республики Чили (Chili Suyu) - по данным переписи 2008 г. - 52,2 тыс. чел. и в Республике Аргентина (Arxintina Suyu) - по данным переписи 2008 г. - 40 529 чел.

Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии.

Общая численность - ~ 3 770 000 чел.

Боливия - ~ 2 250 000
Перу - ~ 1 460 000
Чили -
~ 52 200
Аргентина - 40 529 (2008)

Язык :
Аймара (
Aymar aru)
Один из немногих индейских языков с числом носителей более миллиона человек. На нём говорит около 3,1 миллиона человек. Аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нём также говорят в Перу, Аргентине и Чили.
Диалекты: кольяуайа, хакару чауки, лупака (лежит в основе литературного языка), убина.
Этот язык очень интересен тем, что основан на троичной логике и вследствие этого значительно более выразителен, чем другие языки, которые основаны на двоичной логике.
Умберто Эко в Поиске совершенного языка назвал аймара языком с потрясающей гибкостью, способным к образованию многих неологизмов. Лудовико Бертонио опубликовал Arte de la lengua aymara в 1603 году. Он отметил, что этот язык прекрасно подходит для выражения абстрактных концепций. Аймара придают большое значение факту, наблюдал ли говорящий сам непосредственно описываемые события или нет. Культура аймара подразумевает огромное различие между «видимый/невидимый» и «известный/неизвестный» и считает нужным постоянно подчеркивать такое различие.
В 1860 году Эметерио Вильямиль де Рада утверждал, что это был «язык Адама» (la lengua de Adám). Гусман де Рохас предлагал использовать язык аймара как промежуточный язык при машинном переводе.
Как показал новый анализ языка и жестов аймара американскими учеными, индейцы представляют время наоборот: в воображаемой пространственно-временной шкале будущее для них находится позади (поскольку невидимо), а прошлое спереди, поскольку его можно помнить (видеть).

Письменность :
Современная письменность на основе латинской графики :
Аа Ää Chch Chhchh Ch'ch' Ii Ïï Jj Kk Khkh K'k' Ll Llll Mm Nn Ññ Pp Phph P'p' Qq Qhqh Q'q' Rr Ss Tt Thth T't' Uu Üü Ww Xx Yy

Религия :
Верующие в осн. католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.
-------------------------------------------------------
В древности ареал аймара охватывал значительную часть Андской области Расцвет культуры аймара - 11 - начале 15 вв.: предгосударственные объединения, крупнейшие - Колья, Лугана. Во 2-й половине 15 в. аймара были подчинены инкам. Часть племён (особенно к северо-западу от озера Титикака) испытала сильное влияние кечуа и была ассимилирована ими. Завоёваны испанцами в 1542 г.

Основное занятия - орошаемое пашенное земледелие. Основная культура - картофель, другие клубнеплоды (ока, ульюко), зерновые - киноа, каньиуа, кукуруза и ячмень, овощи - лук, бобовые, тыква. Скотоводство (альпаки, ламы), подсобное значение имеет рыболовство. Часть аймара живёт в городах, занята в промышленности (преимущественно горнорудной), но продолжает заниматься сельским хозяйством на полях, окружающих город. Традиционные ремёсла - изготовление лодок-плотов (уампу) из тростника, лепной полихромной керамики, прядение, ткачество (среди мужчин), кузнечное дело, плетение, обработка золота, серебра и меди.

Для поселений аймара характерны рыночная площадь в центре и узкие улицы, на которые выходят глухие стены домов. Типы жилищ варьируют в зависимости от местных строительных материалов: прибрежные (иногда на искусственных осторовах) - из дерновых блоков или тростника, в горах - из камней, скреплённых глиной, или сырцового кирпича. Дома прямоугольной формы, с двускатной крышей, не имеют окон и дымохода, дверь обращена на восток, завешивается шкурой, тканью или циновкой. Пол земляной, очаг из глины. Вдоль стен - каменные лежанки, покрытые шкурами ламы или циновками, в одной из стен - ниши для хранения одежды. Традиционный мужской костюм — штаны до колен, короткая туника без рукавов, пончо; женский - туника, подпоясанная широким поясом, шаль, один конец которой укреплялся на голове в виде банта. Распространена шляпа-котелок. Носят в основном фабричную одежду; из традиционных деталей сохраняются пончо и мужская шляпа с наушниками. Распространены летом соломенные, зимой фетровые шляпы, мужчины носят кожаные сандалии, женщины ходят босые, даже в морозы. По праздникам женщины надевают по несколько широких сборчатых юбок. Традиционная система родства гавайского типа.

Сохраняют традиционные обычаи - ряжение на праздниках в головные уборы из перьев, маски, шкуры, танцы (некоторые - тотемического происхождения, например танец кондора, пумы и т. п.), пережитки культа Матери-земли.  

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (08.01.2013)
Просмотров: 862 | Теги: Аймара | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz