Айны (самоназвание по-айнски : транс. - 'ajnu ('ajnuhu, 'ajnu ut'ara,
вар. 'ajnuhe, 'ajnuheć`in; яп. アイヌ айну) - основная территория расселения о. Хоккайдо в
Японии. Общая численность - ~ 25 000.
Населяли также северную часть
о. Хонсю (в ср. века), Южный Сахалин и Курильские острова (до сер. 20
в.), южную оконечность полуострова Камчатки (до 18 в.). Подверглись
интенсивной ассимиляции японцами.
Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет около 25 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 г., было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатской обл.
Япония - ~ 25 000 Российская Федерация - 109 (2010)
Камчатская обл : 94 (2010)
|
|
Автоэтноним :
Этноним-самоназвание «айну» означает «человек», или «мужчина»..
Эндоэтнонимы :
По-японски - «アイヌ»; по-русски - «Айны»; по-английски - «Ainu»;
Язык :
Айнский (айн. アイヌ イタク айну итак,
яп. アイヌ語 айнуго) не относится к какой-либо языковой семье (изолят); в
настоящее время айны Хоккайдо перешли на японский язык, айны России -
на русский, и айнский уже практически можно считать мёртвым (очень мало
людей старшего поколения на Хоккайдо ещё немного помнят язык. К 1996
году полностью владевших айнским было не более 15 человек). При этом
носители диалектов разных местностей практически не понимают друг друга.
Айнский язык имеет диалекты: хоккайдский (с рядом говоров),
сахалинский и курильский (утрачены).
Письменность :
У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции
устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и
прозе.
Религия :
Большинство верующих айнов - буддисты, отправляется также традиционная
языческая обрядность.
Раса :
Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на
сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т. д.
Социальная
организация :
Общественная организация в 18-19 вв. была атомарна, не выходила за
пределы посёлка (котан) из 10-15 домохозяйств, образовывавшего соседскую
общину с выборным старшиной. В структуру общины включались
представители разных патронимий, старшинами становились главы наиболее
многочисленных, зажиточных и патронимически престижных семей.
Деление на "племена" (чуфка-унтара, соя-унтара и др., всего на Хоккайдо
ок. 12) отражало распределение айнов по бассейнам основных рек. До
18 в. посёлки насчитывали до 50-60 домохозяйств, существовала племенная
структура с наследственно-выборными вождями.
Семья :
Генеалогический учёт родства был двойным - по мужской линии для мужчин и
по женской - для женщин; от отца к сыну и от матери к дочери
передавались родовые тамги (экасы), у мужчин ставившиеся на оружии и др.
предметах, а у женщин - на набедренных поясах (пон-кут).
В Японии начиная с
периода интенсивной колонизации японцами острова Хоккайдо, айны
считались «варварами», «дикарями» и социальными маргиналами (японское
понятие яп. ?, эбису, использующееся для обозначения айнов, означает
также «варвар, дикарь»). В России же, в XVII веке, айнов называли
«волосатые люди». Айны не знали земледелия и скотоводства. Они
занимались охотой и рыболовством. В связи с тем, что айны долгое
время не признавались отдельным народом с самостоятельной историей, они
активно японизировались, скрывали своё происхождение, принимали японские
имена, язык и культуру. Численность айнов, стремительно
сокращавшаяся в XIX веке значительно поднялась в конце XX и составляла
на разных этапах :
1807 год - 26 256
1822 год - 23 563
1854 год - 17 810
1873 год - 16 272
1903 год - 17 783
1931 год - 15 969
1984 год - 24 381
По переписи населения Российской империи 1897 года 1446 человек указали
своим родным языком айнский, почти все из них на Сахалине. (В то время
весь Сахалин принадлежал России, а Курилы - Японии; южный Сахалин отошел
к Японии после войны 1904-05 гг.)
После
советско-японской войны (1945) большинство айнов Сахалина и Курил
вместе с японцами было выселено
в Японию. 7 февраля 1953 г. уполномоченный Совета Министров СССР по
охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в
секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР
(цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо
сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал недолго,
уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора. Однако в
список малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, айны так и не
были включены. По данным Федеральной службы государственной
статистики России в 2002 году айны в России уже не проживали, хотя по
данным японских исследователей на Сахалине продолжает проживать
небольшое количество представителей этого народа и их смешанных
потомков.
6 июня 2008 года
японский парламент признал айнов самостоятельным национальным
меньшинством, что сразу привело к росту самоосознания айнов.
Происхождение
народа остаётся неясным. На Японских островах айны появились около
8-7 тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.
Основа
традиционного хозяйствава - охота и рыболовство: лов нерестящихся
лососёвых, мигрирующих сельдевых в реках и у берега, охота на морских
(тюлень, сивуч, отчасти киты) и сухопутных животных (олень, медведь,
енотовидная собака и др.), а также прибрежное и лесное собирательство. Земледелие
носило подсобный характер (куриное просо и др. просяные). Имелось
собаководство (на Сахалине упряжное). Гончарство было утрачено в
17-18 вв. вследствие контактов с японцами. Привозная деревянная лаковая и
металлическая посуда служила наряду с японскими мечами предметом
престижного накопления. Широко применялась резная деревянная посуда
собственного производства. Употреблялись металлические орудия
японского производства либо местной ковки из покупного железа. Из
охотничьих орудий характерны копья-рогатины, поворотные гарпуны для
охоты на морского зверя и своеобразные рыболовные остроги с поворотным
остриём-крюком. До распространения огнестрельного оружия употребляли
простые луки и стрелы с железными наконечниками, отравленными ядом
аконита.
Современные айны почти полностью ассимилированы японцами, заняты
преимущественно земледелием.
Основу питания
составляли рыбные и мясные блюда, супы, студни, дополнявшиеся просяными
кашами и колобками, толчёными с жиром ягодами и др. Было известно
большое количество лекарств. растений, многие растения имели культовое
значение. Многочисленные пищевые и поведенческо-бытовые табу и
ограничения в основном были связаны с охотой и промыслом нерестовых рыб.
Из проса и покупного риса делали брагу (тоното), употреблявшуюся
почти во всех культовых и церемониальных действиях. При питье тоното для
поддержания усов употребляли особые резные палочки, имевшие
самостоятельное, ритуальное значение.
Традиционное
жилище - наземное, каркасно-столбовое, однокамерное (дополнявшееся
сенями), стены и кровля обшиваются снопами тростника внахлёстку. На
Сахалине и Курилах строили также землянки. Одежда - нижний
набедренный пояс и орнаментированный аппликацией распашной халат с
узкими рукавами, в прошлом - из волокон луба вяза, крапивы. Существовал
обычай татуировки у женщин рук и губ.
Традиционные
верования - вера в духов предков, очага, разл. хозяев природы,
астральные божества. В ритуале важны инау - палочки, рассматриваемые как
посредники между людьми и богами, иногда антропоморфные. Характерен
"медвежий праздник" с умерщвлением и поеданием молодого, специально
выкормленного медведя. Сохраняется разнообразный песенный и
сказительный фольклор: былинно-мифологические напевные повествования,
трудовые, колыбельные, обрядовые и др. песни и т.д. Из музыкальных
инструментов характерны подвешенное на козлах бревно, используемое как
барабан, и деревянный, реже металлический, варган. Традиционные
жилище, одежда, некоторые обряды, песни и танцы в ряде посёлков
сохраняются для туристов. Предпринимаются попытки языкового и
культурного возрождения айнов.
|