Алтайцы (самоназвание по-алтайски : мн. ч. - Алтай кижилар; ед. ч. -
Алтай кижи) - субъектообразующая нация Республики Алтай (Алтайдыҥ
Республиказы) в составе Российской Федерации. Oбщая численность -
~ 68 000 чел., численность в РФ - 67 239 чел. (2002), численность в
Республике Алтай - 62 192 чел. (2002).
Тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также
учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеуты и шорцы.
Российская Федерация - 67 239 (2002)
Республика Алтай : 62 192 (2002)
Алтайский край : 1 880 (2002)
Красноярский край : 215 (2002)
Иркутская область : 127 (2002)
Республика Хакасия : 77 (2002)
Республика Бурятия : 64 (2002)
Республика Тыва : 55 (2002)
Казахстан - 689 (1989)
Узбекистан - 191 (1989)
|
|
Автоэтноним :
Эндоэтнонимы :
Устаревший русский общий эндоэтноним (официальный в Российской империи
до 1917 г.) - «Алтайские татары».
Южных алтайцев в Российской империи именовали - «калмыками белыми»,
«алтайскими», «горными», «порубежными», «бийскими».
Северных алтайцев в Российской империи именовали - «Черневыми
татарами».
По-русски - «Алтайцы»; по-китайски - «阿爾
泰人»; по-уйгурски - «ﺋﺎﻟﺘﺎﻱ ﻣﯩﻠﻠﯩﺘﻰ»; по-татарски - «Алтайлар»; по-якутски - «Алтайдар»; по-турецки - «Altaylar»; по-азербайджански -
«Altaylar»; по-узбекски - «Oltoylar»; по-украински - «Алтайці»;
Язык :
Алтайский (Алтай тил / Алтайча) > Кипчакская подгруппа >
Тюркская группа > Алтайская языковая семья
Различаются следующие диалекты :
• Южный диалект (алтай-кижи, теленгит)
• Северный диалект (туба, кумандинский, челканский).
Литературный алтайский язык сформировался в 1923 г. на основе диалекта
алтай-кижи (в двух вариантах - собственно алтайском и телеутском),
разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.
Широко распространён русский язык.
Письменность :
Современная письменность с ХІХ в. на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг Дд Jj Ее Ёё
Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн
Ҥҥ Оо Öö Пп Рр Сс Тт Уу
Ӱӱ Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ
Ыы Ьь Ээ Юю Яя
Субэтносы :
Выделяются две этнографические группы алтайцев :
Южные алтайцы (алтай-кижи), говорящие на южноалтайском языке (до 1948
года назывался ойротским), Южные алтайцы проживают в бассейне реки
Катунь и ее притоках. Выделяются телеуты, теленгиты и телесы, которые
по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке, выделяются -
кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и
тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого
озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы.
Религия :
Традиционная религия алтайцев - шаманизм. Подвергались
христианизации с 50-70-х гг. 18 в., особенно активно - со 2-й пол. 19 в.
после открытия Алтайской духовной миссии. В начале ХХ в. среди
алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов
слова Бурхан - «Будда») - разновидность шаманизма в сочетании с
элементами православия и тибето-монгольского буддизма.
Русская православная церковь считала алтайцев православными и стремилась
к усилению своего влияния в населённых ими районах, однако древние
верования и обряды отступали очень медленно. У алтайцев существовало
представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых
духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и
злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо
которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте
и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое
значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному
дереву - берёзе.
У алтайцев существовал культ тёсей - семейных и родовых покровителей,
воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились
и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство
обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались
под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой.
Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять
бубна считалась духом-хозяином бубна, у алтайцев она представляла
человеческую фигуру.
Раса :
Южносибирская (туранская) подраса монголоидной расы.
Социальная
организация :
У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового
расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья
находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые
общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь
меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть ее
была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной
аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые
общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые
представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников
вообще не имела окота и собственного хозяйства, а жила на положении
домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму
эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец окота на время
передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию
передачи мог в течение определенного срока пользоваться молоком
переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом
возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться
на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у
алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев
появилась категория наемных пастухов, поденщиков, батраков. В то же
время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение
первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на
которых применялся труд наемных рабочих.
Семья :
Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев
сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и
территориальные группы делились на роды - сеоки («кости»). Внутри рода
счет родства шел по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее
сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали
пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп
алтайцев были характерны представления о родовой солидарности,
взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ
огня). К пережиткам родовой отчужденности относится форма заключения
брака посредством похищения невесты с последующей выплатой
родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в
его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким
исключением, была моногамной.
Основные
традиционные занятия алтайцев - скотоводство, ручное (мотыжное)
земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех,
съедобные растения, коренья), домашние ремёсла: кузнечное, ткацкое
(холст, сукно) и др.
В одежде алтайцев,
наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных
алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны
длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны,
которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась
свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на
правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и
носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали
подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным
воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили
длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой
тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без
каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из
цветной ткани, подбитую мехом черного барашка, с меховым околышем.
Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные
алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей
изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны,
сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол
рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову
платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного:
охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.
В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали
проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в
районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало
полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Традиционные
поселения и жилища :
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в
которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на
значительном удалении друг от друга. Располагались такие поселки, как
правило, в долинах рек. Для разных групп населения были характерны
различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в
которых обитала группа, степени ее оседлости, экономического положения
семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-рошетчатая юрта и жилище,
напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры -
аланчик. У челканцов и тубаларов жилище - айлу (чайлу) -
представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен,
досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном
внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался
открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также и
бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тесом,
которые получили распространенна во второй половине XIX в. Изменения
в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на
характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали
бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом,
окнами и печью; у местных богачей появились даже срубные двухэтажные
дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить
подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота.
Иногда их объединяли с жилыми постройками и таким образом создавалась
незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Кухня :
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а
также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки
кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным
толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее
распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый - курут и
пресный - пыштак и сквашенное молоко - чеген (айран). Из кобыльего
молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном
виде, готовили мясные супы - кёчо из разных круп, в основном из перловой
крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых
готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде — дергом,
казы, карта.
|