Ассамцы (самоназвание по-ассамски : мн. ч. - অসমীয়া; ед. ч. - অসমীয;) -
основная территория расселения штат Ассам (অসম) в составе Республики Индия (ভাৰত গণৰাজ৷). Согласно статистическим данным 1971 г., 99.6% ассамцев проживают в штатах
Ассам и Мизорам (মিজোৰাম). Из оставшихся 0.4% - 34.19% живут в штате
Аруначал-Прадеш (অৰুণাচল
প্ৰদেশ), 32.21% - Мегхалайя (মেঘালয়) (в основном, горные дистрикты Гаро,
Кхаси, Джайнтия - Тура, Нонгпох, Шиллонг, Мавлаи, Черра Пунджи), 14.92% -
Нагаленд (নগালেণ্ড), 3.88% - Западная Бенгалия (পশ্চিমবংগ) (Калькутта, Дарджилинг, Куч-Бехар),
2.19% - Уттар-Прадеш (উত্তৰ
প্ৰদেশ), 1.71% - Дели (দিল্লি). Группы ассамцев от 600 до 860 человек проживают в Андхра-Прадеш,
Карнатака, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Раджастхан, Трипура. Около 190 000 ассамцев проживают в
Бутане (ভুটান).. Общая численность - ~ 14 770 000 чел.Автоэтноним : Существуют разные версии происхождения этнонима: от названия народа ахом, завоевавшего в XIII в. территорию Ассама, от rham - бирманского наименования группы народов, включающей ахомов. Однако самоназвание ахомов было таи. Возможно, слово "асам" обозначало их географическое положение.
Эндоэтнонимы : По-английски - «Assamese»; по-бенгальски - «অসমীয়া
জাতি»; на хинди - «असमिया»;
по-украински - «Асамці»; по-русски - «Ассамцы»; Язык : Ассамский (অসমীয়া ভাষা)
> Ассамо-бенгальская подветвь > Восточная ветвь
> Материковая подгруппа > Индийская группа >
Индоевропейская языковая семья По данным 1971 г. 13.19% ассамцев - билингвы (64.64% - мужчины, 35.36% женщины), говорящие кроме ассамского языка на бенгали, (45.01%), английском (30.58%), хинди (18.07%). Письменность : Современная письменность на основе приспособленного бенгальского алфавита : অ
আ
ই
ঈ
উ
ঊ
ঋ
ঌ
এ
ঐ
ও
ঔ
ক
খ
গ
ঘ
ঙ
চ
ছ
জ
ঝ
ঞ
ট
ঠ
ড
ড়
ঢ
ঢ়
ণ
ত
থ
দ
ধ
ন
প
ফ
ব
ভ
ম
য
য়
ৰ
ল
ৱ
শ
ষ
স
হ
্
ং
ঁ ঃ ![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Религия : Большинство верующих ассамцев - индуисты, но среди них также имеются индуисты, мусульмане (в основном, сунниты, категорий сайед и шейкх), христиане и сикхи. Индуисты - в основном, шиваиты, распространены шактийские культы, имеются вишнуиты. Особенно почитаются божества Дурга, Кали, Шива, Вишвакарман, Чанди. Около Гувахати имеется особо почитаемый ассамцами храм богини Камакхья; в дистрикте Коч-Бехар Западной Бенгалии - храм Шри Шанкарадевы. Много последователей Миссии Шанкары. Кроме храмовых жертвоприношений имеются ритуалы в священных домах - намгхарах. Жрецы - пуджари и деури. Ассамские христиане - мигранты в штат Мегхалайя из Ассама начиная с 1870 г. В целом они сохраняют эндогамию, хотя в настоящее время имеются и интергрупповые браки. Их обряды - синтез индуистской и христианской традиций (в частности, сжигают тела покойных). Ассамские мусульмане (самоназвания - ассомия мусалман, тхалуа мусалман, мурия, гория) - гетерогенная суннитская община, рассеянная по всей территории Ассама. Их считают потомками пленных солдат и мусульман - ремесленников и артистов, пришедших в Ассам из северо-западных областей Индии. Антропологически (в том числе по данным дерматоглифики) они выделяются на общем фоне. Носят как общеассамские имена - Борах, Хазарика, Сайкийя, так и мусульманские - Али, Хан, Ахмад, Хуссейн. Среди ассамских мусульман встречается левират и сорорат. Ассамские сикхи, проживающие в основном в дистрикте Нагаон, ведут своё происхождение с начала ХVI в., когда появлявшиеся на территории Ассама мужчины-сикхи женились на ассамских женщинах из общин Кох и Хира. При родном ассамском языке некоторые сикхи говорят на панджаби и владеют письмом гурмукхи. Ассамские сикхи - эндогамная патрилокальная община. Наследуют имущество как мусульмане, возможен развод. Пубертатные обряды и обряды жизненного цикла - общие для сикхов.
Раса : Относятся к индо-средиземноморской подрасе большой европеоидной расы с небольшой монголоидной примесью. ![все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Социальная
организация : Деление на касты менее жёсткое, чем у большинства других индийских
народов.
Семья : Сохраняются большие семьи с неразделённым хозяйством. ------------------------------------------------------------------------------------------------------
В западной части этнической территории ассамцев в середине 1 тысячелетия до н. э. существовало раннегосударственное образование Прагджьотиша. Его населяли народы радха, камарупа, говорившие на индоарийских языках. В середине 1 тыс. н. э. сложилось государство Камарупа (в настоящее время эта территория Ассама - важнейший центр брахманической традиции). В ХIII в. оно было захвачено ахомами - монголоидным тайским народом, выходцами из Мьянмы. Они восприняли местные языки, религию, были ассимилированы, но дали новой этнической общности этноним - ассамцы.
|