НАЦИО Четверг, 02.05.2024, 07:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Аварцы - Аварал / Mагlарулал
Аварцы (самоназвание по-аварски : мн. ч. - Аварал / Магlарулал; ед. ч. - Аварав / Аварай / Магlарулав / Магlарулай;) - одна из субъектообразующих наций Республики Дагестан (Дагъистаналъул Республика) в составе Российской Федерации (Россиялъул Федерация). 
Общая численность - около 1 500 000 чел., численность в РФ - 814 473 чел. (2002), численность в Дагестане (Дагъистан) - 758 438 чел. (2002), населяют большую часть горных районов Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский и др. районы), основная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Авар-ор, Анди-ор и Чеэр-ор.
Помимо Дагестана, проживают в Чечне (Чачанлъи), Калмыкии и других субъектах Российской Федерации. В городах проживает 28 % аварцев (2001).
Также проживают на севере Азербайджанской Республики (Азарбижаналъул Республика) - 50 871 чел. (1999) - 0,6 %, от всего состава населения страны. Они расселены главным образом в двух районах страны - Белоканском и Закатальском, живут они также и в Кахском районе.
Аварцы проживающие в Азербайджане (Азарбижан) не имеют тесных связей с Дагестаном, так как, во-первых, диалект аварского языка в Белоканском и Закатальском районах довольно сильно отличается от литературного аварского языка; во-вторых, эти части аварского народа разделяет мощный Главный Кавказский хребет.
Проживают также в Грузии (Гуржистан) - ~ 4 200 чел. и Казахстане (Хъазахъистан) - ~ 2 800 чел. После Кавказской войны в 1865 году часть аварцев не смирившись с покорением своей страны русскими переселились в Османскую империю (ГІусманиял ), движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть аварских диаспор в Турции (Туркия) - большинство в г. Стамбул (Истамбул), Сирии (Шам) и Иордании (Ордон).  

Российская Федерация - 814 473 (2002)
  Республика Дагестан : 758 438 (2002)
  Чечнская республика : 4 133 (2002)
  Республика Калмыкия : 2 305 (2002)
Турция -
~ 53 000
Азербайджан - 50 871 (1999)
Грузия - ~ 4 200

Казахстан - 1 202 (2009)
Украина - 1 496 (2001)

Автоэтноним :
По мнению лингвиста-кавказоведа К. Ш. Микаилова, отождествление этнического термина магlарулал с аварским словом мегlер «гора» не выдерживает критики и является ничем иным как плодом народной этимологии. Широко распространённое и безоговорочно воспринимаемое многими мнение о том, - пишет Казбек Микаилов, «что основа магlарулал происходит от аварского же мегlер „гора", а магlарул-ал „аварцы", мол, естественно, означает „горцы", „жители гор", забывая, правда, при этом, что соседями аварцев-горцев являются такие же, как и они горские народы. Там и лезгины, лакцы, и андийские и цезские народности, и арчинцы, и даргинцы. То есть все - горцы. Значит, признак проживания, обитания в горах для этого случая не является релевантным, выделяющим, противопоставляющим, важным».
В свою очередь И. Х. Абдуллаев, на основании детального структурно-морфологического анализа лакского этнонимического термина для аварцев - «ярусса» приходит к увязке корневого элемента яр < *ял с понятием «верх, верхний» именно в социальном значении, то есть «хунзахцев стали называть по правителемя („верховные"), резиденция которых была в Хунзахе, а возникшее местное название Ярттащи, появление которого связано с верховными правителями и их местопребыванием, с течением времени стало ассоциироваться с хунзахцами, их обществом и самим аулом. В дальнейшем появляется и параллельная, но более этнонимичная форма ярусса, перешедшая на всех аварцев».
С ним в 1996 г. был согласен историк Б. М. Атаев, однако в 2005 г. в своей работе «Аварцы: язык, история, письменность», под влиянием взглядов А. И. Исламмагомедова, он пришёл к выводу, что термин «магlарулал» никогда прежде не выступал в роли общего, собирательного самоназвания аварцев, ибо «Магlаруллъи», по его мнению, - горная часть ойкумены аварского народа, жители, которой занимались земледелием и скотоводством, в отличии от «Хиндаллъи» - территории речных долин, где было развито садоводство. Б. М. Атаев подчёркивает, что «магlарулал» — хозяйственно-культурный и ландшафтно-географический термин, а отнюдь не национально-этнический.
Продолжая эту же тему, исследователи северокавказско-индоевропейских изоглосс высказывают серьёзное сомнение по поводу корректности тюркской этимологии элемента даг (dağ, дагъ) в названии «Дагестан». По их мнению, Даг-е-стан первоначально никак не был связан с тюркским (огузским) дагъ «гора» и свидетельством тому следующие лексические соответствия: аварское тlох (t.oχ) 'крыша, матерчатый верх головного убора, вершина' (t.alhi 'господство, верховенство'), чеченское тхов (t?ov), цахурское даха (daχa) 'крыша'; сюда же — древнегреческое thakos 'трон, местопребывание, жилище', латинское tektum, немецкое Dach 'крыша', Dekke 'покрышка, покров, потолок', армянское tag венец, персидское tağ 'купол, свод', ta?t 'трон'.
Для вышеприведённых нахско-дагестанских лексем в кавказоведении существует их доказанная исконность, в связи с чем не может быть и речи о возможном их заимствовании из тюркских языков.
Арабское средневековое обозначение Аварии также «Земля Трона», а вовсе не «Страна Гор».

Эндоэтнонимы :
По-русски - «Аварцы»; по-турецки - «Avarlar»; по-азербайджански - «Avarlar»; по-осетински - «Солиæгтæ»; по-абхазски - «Аварцәа»; по-английски - «Avars»; по-карачаево-балкарски - «Аварлыла»; по-лакски - «Ярусса / Ярттащи»
по-ингушски - «Жlайхой»

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, аварцы, аварский, авария

Язык :
Аварский (Магlарул мацl / Авар мацӏ) > Дагестанская подгруппа > Нахско-дагестанская группа > Северокавказская языковая семья
Имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества».
 Северная группа диалектов (Севералъул группа диалект) :
 • салатавский диалект
 • хунзахский диалект (хунзахъ диалект)
 • восточный диалект
 Южная группа диалектов (Югалъул группа диалект) :
 • гидский диалект
 • анцухский диалект
 • закатальский диалект
 • карахский диалект (курах диалект)
 • андалальский диалект
 • кахибский диалект
 • кусурский диалект
Промежуточное положение занимает батлухский диалект.
Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия.

В отечественной лингвистике существует устоявшаяся точка зрения, разделяемая и некоторыми зарубежными учёными, согласно которой северокавказская семья родственна енисейским и сино-тибетским языкам. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский), хурритский, урартский, кутийский.
В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.
На территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем - на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание родных языков de facto запрещено. Аварский язык в 2007 г. обрёл статус «официального» в РД, между тем русский объявлен в Дагестане единственно «государственным» даже на исконно аварской территории с исключительно аварским населением. Отсутствие государственного статуса для аварского языка, - хотя бы на своей собственной этнической территории - способствует в условиях дагестанской полиэтничности и засилья русскоязычных СМИ ускоренной ассимиляции (русификации) вплоть до полной потери национальной самобытности. «Официальный» статус по-дагестански на деле означает лишь никого и никчему не обязывающее благое пожелание. В Аварии нет ни одного дорожного указателя, ни одной надписи в госучереждениях и даже ни одного рекламного щита, на которых можно было бы хоть что-то прочитать по-аварски. Судебное делопроизводство также ведётся на русском языке. В 2007 г. указом президента Республики Дагестан Муху Алиева на развитие русского языка было официально отпущено дополнительно 20 миллионов рублей, тогда как из-за хронической нехватки учебных пособий по аварскому языку и литературе многие школы Аварии нередко получали и продолжают получать от Министерства Образования вместо полноценной книжной продукции в цвете невзрачные чёрно-белые ксерокопиии. Обычно, больше половины учащихся начальных классов лишены стандартных учебных пособий, выполненных в цвете. Наблюдается полное отсутствие методических и наглядных пособий на аварском языке.
В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы.
С 1938 г. по 1955 г. обучение в школах Западного Дагестана до 5 класса велось на аварском языке, а в старших классах на русском. С 6-го класса аварский («родной») язык и литература изучались как отдельные предметы.
В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на русский язык.
С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты.
С 2002 г. на аварском языке из Праги ежедневно вещает Северокавказская студия американской радиостанции, финансируемой Конгрессом США «Свобода / Свободная Европа».
Письменность :
Современная письменность с 1938 г. на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг ГЪгъ ГЬгь Гlгl Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк ККкк КЪкъ КЬкь Кlкl КlКlкlкl Лл ЛЪлъ ЛЪЛЪлълъ Лlлl Мм Нн Оо Пп Рр Сс ССсс Тт ТТтт Тlтl Уу Фф Хх ХХхх ХЪхъ ХЬхь Хlхl Цц ЦЦцц Цlцl ЦlЦlцlцl Чч ЧЧчч Чlчl ЧlЧlчlчl Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
Первые известные надписи на аварском языке сделаны грузинским письмом (и как правило, вкраплены в грузиноязычные надписи) и относятся к X-XV векам, когда в Аварии была широко распространена грузинская христианская культура.
Видимо, не позднее XV века в Аварию проникает арабское письмо, но лишь во 2-й половине XIX - начале XX вв. оно получило широкое распространение.
Начиная примерно с XVII века для аварских звуков, отсутствующих в арабском языке, вводятся ташдиды, добавляемые к некоторым буквам. Однако употреблялись они не очень последовательно и часто опускались.
В конце XVIII века арабское письмо для аварского языка («аджам») было нормализовано Дибир-Кади из Хунзаха (1742-1817) и с незначительными изменениями продолжало употребляться вплоть до 1928 года.
Первый вариант аварской письменности на кирилической основе был создан П. К. Усларом в 1861 г. в Тифлисе.
Впоследствии она была несколько модифицирована и использовалась вплоть до 1913 года, получив некоторое распространение среди аварцев.
В 1920 арабское письмо было значительно модифицировано для нужд дагестанских языков и стало называться «новый аджам».
В 1928 году Дагестанским обкомом партии было принято решение о переводе с 1 октября 1930 года всех дагестанских языков на Новый Дагестанский Алфавит (НДА) на основе латиницы, унифицированный в пределах Дагестана для языков аварского, даргинского, лакского, лезгинского, табасаранского, кумыкского и ногайского.
При этом подвергались массовому уничтожению произведения, написанные арабской графикой, а сам аварский язык был объявлен «младописьменным». НДА, первоначально не имевший заглавных букв, в 1932 году был реформирован.
В 1938 г. было принято решение о переводе алфавита на кириллистическую графическую основу. Согласно указу Президиума Верховного Совета ДАССР газеты и книги должны были перейти на новый алфавит с 1 июля, а школы - с 1 сентября 1938 года

аварцы, аварский, маарулал, аварал, аварал, магlарулал, республика дагестан, дагъистаналъул республика, avarlar, азербайджанские
аварцы, буйнакский, хасавюртовский, районы, магlарул мацl, авар мацl, новый дагестанский алфавит, новый аджам, аджам, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Религия :
Основная религия - ислам (Бусурманлъи).
Подавляющее большинство верующих аварцев - мусульмане-сунниты шафиитского толка.
Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в X в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Zuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди.
Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

аварцы, аварский, маарулал, аварал, аварал, магlарулал, республика дагестан, дагъистаналъул республика, avarlar, азербайджанские
аварцы, буйнакский, хасавюртовский, районы, магlарул мацl, авар мацl, новый дагестанский алфавит, новый аджам, аджам, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы.
Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом.
Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз.
Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая.
Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.
Кавкасионский тип некоторые ученые считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к XIV веку до н. э.
Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик В. П. Алексеев отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время».
Однако существует и другая, - более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы.
Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности.
Тот же Алексеев В. П., например, в 1974 году свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов лезгинской группы и кумыков». По его мнению, - территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль Каспийского побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.
Г. Ф. Дебец засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до Скандинавии, высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.
Несмотря на всё своё своеобразие, за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцеви в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I — т. н. «геном северных варваров».

аварцы, аварский, маарулал, аварал, аварал, магlарулал, республика дагестан, дагъистаналъул республика, avarlar, азербайджанские
аварцы, буйнакский, хасавюртовский, районы, магlарул мацl, авар мацl, новый дагестанский алфавит, новый аджам, аджам, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности,
этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, аварцы, аварский, авария

Социальная организация :
В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений - тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.).
Средняя община включала 110-120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века - старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет.
К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.
Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали мужские союзы. Общественную жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести.
Нормы поведения - уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета.

Семья :
Семья главным образом малая, двухпоколенная. Придерживались эндогамии (родств., внутритухумная, сел.). До ХХ в. семейные отношения определяли нормы шариата.
Основная форма брака - сговор (по сватовству).

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, аварцы, аварский, авария

Происхождение аваров :
Происхождение аваров является предметом дискуссии. По вопросу их происхождения и идентификации имеются следующие гипотезы :
а) авары - это племена, вышедшие из Центральной Азии и известные под именем жуан-жуаней;
б) они принадлежали к племени урало-алтайскому (финно-тюрко-монгольскому) (Услар);
в) авары - родственное гуннам племя урало-алтайской расы, появившееся после падения владычества гуннов на Дону и на прибрежьях Каспийского моря, к северу от Кавказа, около 555 г. проникшее на Дунай и поселившееся в Дакии (Энциклопедия Брокгауза Ф. А.); г) авары - это племенной союз, главным образом тюркоязычных племен, живших на Волге и Каспийском море. Одна из трех ветвей единой тюркской группы (авары, хазары, булгары);
д) авары (обры) - одна из трех тюрко-язычных ветвей племенного союза аваров, хазаров и болгар;
е) авары - монголы (Пельо);
ж) авары - смесь тюрок и монголов (И.Эрдели);
3) авары - кавказоязычное племя, предки современных аварцев (Ю. Клапрот, А.-К. Бакиханов, Т. Айтберов, М. Агларов, М. Г. Магомедов);
Как видим, даже в новейшее время мнения относительно происхождения авар ещё очень расходятся. Поэтому нельзя претендовать на окончательное разрешение вопроса о происхождении аваров на основе все ещё недостаточных фактов, но эти последние, несомненно, должны быть выявлены для будущих исследователей.

Авары на Кавказе
Авары впервые упоминаются здесь (степи Западного Прикаспия) в источниках с середины VI в. Мы имеем в виду свидетельство сирийского автора Захария Ритора (VI в.). Он называет среди 13 тюркских племён, живущих «за Каспийскими воротами» «булгар» (бургар), авар/авгар/авангур («народ, живущий в палатках»), сабир, хазар (Н. В. Пигулевская). Сами хазары, если верить письму царя Иосифа, считали себя в родстве с другими народностями и племенами «гуннского» круга: аварам, булгарам и савирам, барсилам (Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С.74). В этой связи интересно предположение историка М. Артамонова (История хазар. С.140-141) о том, что Семендер первоначально было стойбище уар-хуннского племени «зебендер». Это племя впоследствии отмечено и среди авар в Придунавье. По мнению американского тюрколога П. Голдена, авары в Волжско-Северных Кавказских степях приняли в свой союз некоторые булгарские (огурские) племена (роды).
По словам Карамзина и других историков, авары были народом могущественным. В 568 г. владения аваров простирались от Эльбруса до Атели (Волга). Авары не имели численного превосходства над местными племенами, однако им не случайно довелось повелевать другими народами…
Аварская конница была вооружена отличными луками, а их стрелы с узкими трёхгранными наконечниками поражали насмерть на расстоянии 500 метров. С 200 метров аварские стрелы пробивали даже доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Трудно было выстоять под лавиной стрел - аварские лучники умели выпускать по 20 стрел в минуту !
Не только оружие, но и доспехи аварских конников и конская упряжь были лучше, чем у их врагов. Благодаря железным стременам авары крепко держались в седле, несмотря на тяжёлое снаряжение. Хотя авары были достаточно сильным племенным объединением, оно оставило незначительный след на Кавказе и в Понто-Каспийских степях.
В науке утвердилось мнение о том, что якобы авары чуть ли не всей своей массой ушли в Европу. Такого никогда не бывало, часть, конечно, уходила, часть (пусть и незначительная) всегда оставалась. Так, по всей вероятности, произошло и с аварами. Об этом, в частности свидетельствуют исторические факты, так, согласно источнику, использованному Ибн Руста, писавшим около 900 г. «малик (Сарира) называется Авар». Гардизи дает вариант Аваз.
На основании этих скудных данных некоторые учёные приходят к выводу о том, что династия правителей (господствующий класс) одного из владений здесь, а именно Сарира могла состоять из пришельцев-завоевателей VI в. то есть из авар (В. Ф. Минорский).
По сообщению же Рашид-ад-Дина известно, что в период монгольского нашествия в Приморском Дагестане, в предгорьях существовала «область Авир». А историки Тимура, говоря о его походе в Дагестан в 1396 г., упоминает область Аухар. А в начале XV век (1404) наряду с кумыками здесь неких авар упоминает Иоанн де Галонифонтибус.
Возможно косвенное отношение к аварам в Прикаспии имеет отношение и информация, содержащаяся в этногенетических преданиях кумыкских гуэнов, населявших в период тимуровских походов земли между Чирюртом и Гамри с центром в Ихране/Чирюрте.
Так, «по преданию, одновременно с хазарами на плоскости появляются гуэны, а потом тумены. Гуэны считали себя потомками хазар». П. Головинский считал, что гуэны - потомки аур-хуннов. Хунны, осевшие на понизовье, по его мнению, есть гуэны. (Из рукописи П. Головинского. Терские ведомости. 1873. № 75). К этому добавим, что, по мнению венгерского ученого К. Цегледи, Ovar и Xonuvi являлись двумя родовыми группировками: var и xuni, которая образовало государство Авар (Аварское государство). В период нашествия татаро-монголов и Тимура эти гуэны были оттеснены в предгорья. Тогда гуэны занимали территорию предгорной полосы и составляли многочисленное племя, имели своих князей" (Вейденбаум).
В конце XVI века (1574-1586 гг.) в турецких источниках впервые упоминаются: «Avar Hakimi Nusal» (правитель Авара Нусал) и «Avar Hakimi Tucalav Burhanettin» (правитель Авара Туджалав Бурханеттин).
Последний был братом Чопан-шаухала (Уллу Шаухала) Тарковского. В «Нусрет-наме» он представлен как «Avar Zabiti Tucalav Bek» («Аварский командир Туджалав Бек»).
В ещё более позднее время (конец XVI — начало XVII вв.) в документах хорошо известны «аварские/уварские владельцы», «уварское большое» и «уварское меньшое» владения.
Носителями аварского этнонима и тюркского языка в XVI-XVII вв. являлась правящая верхушка гумбетовцев (аргуанийцев) и чеченцев - князья Турловы.

все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, аварцы, аварский, авария

Поселения аварцев в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в горных районах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Многие селения имели боевые башни.
В советский период возникли поселения современного типа на равнине. Традиционные жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башнеобразные с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный резьбой.
Все поселения ориентированы на юг.
В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть.
Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно большие размеры сравнительно с другими помещениями.
Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.
Современное жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застеклённой террасой.

Традиционные занятия - скотоводство и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукуруза, картофель, лён, конопля).
В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонное овцеводство). Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные. Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трёхъярусное использование участков. Существовала оросительная система.
Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Домашние промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор). Было развито отходничество в другие районы Кавказа.

Традиционный костюм общедагестанского типа.
У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, войлочная, вязаная.
У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, голов, убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища - мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда.
Развит фольклор (эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки).
Разнообразны танцы: быстрые медленные, мужские, женские, парные.
Музыкальные инструменты: чагчана (смычковый), чагур тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и др.).
Высокого уровня достигли профессиональная литература, искусство, наука.

все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, аварцы, аварский, авария

Огромный ущерб экологии Аварии наносят экологически непродуманная строительная активность горожан аварской национальности из числа деятелей от коммерции и госчиновников. Во многих местах наблюдаются оползни, флора и фауна скудеют, естественные водоёмы загрязняются, реки меняют свои русла и высыхают. И это вдобавок к тому, что, Авария до сих пор не может оправится от практики систематических вырубок лесов, практиковавшейся царской колониальной администрацией. Вышеперечисленные процессы, вкупе с неблагоприятной социально-экономической ситуацией способствуют усилению оттока авароязычного населения в города, как правило, с дальнейшей языковой ассимиляцией, деградацией национальной культуры, существенным увеличением роста преступности. В 2007 г. президент Республики Дагестан Муху Алиев одобрил возведение ещё одной крупной - Гоцатлинской ГЭС — на аварских землях, а также призвал священнослужителей закрыть исламские высшие учебные заведения, чтобы по его словам, «вместо 17 исламских высших учебных заведений впредь в Дагестане оставалось не более одного - двух».
Мероприятия, направленные на закрытие исламских учебных заведений негативно сказываются на сохранении аварского языка, культуры и самосознания, так как форсируют асссимиляционные процессы.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (09.12.2012)
Просмотров: 2795 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz