НАЦИО Воскресенье, 28.04.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Башкиры - Башҡортлар
Башкиры (самоназвание по-башкирски : мн. ч. - Башҡортлар; ед. ч. - Башҡорт;) - субъектообразующая нация Республики Башкортостан (Башҡортостан Республикаhы) в составе Российской Федерации (Рəсəй Федерация). 
Общая численность - около 2 700 000 чел., численность в РФ - 1 673 389 чел. (2002), численность в Башкортостане - 1 221 302 чел. (2002), проживают также :

Российская Федерация - 1 673 389 (2002)
  Республика Башкортостан : 1 221 302 (2002)
  Челябинская область : 166 372 (2002)
  Оренбургская область : 52 685 (2002)
  Пермская область : 40 740 (2002)
  Свердловская область : 37 296 (2002)
  Ханты-Мансийский автономный округ - Югра : 35 807 (2002)
  Курганская область : 15 343 (2002)
  Республика Татарстан : 14 911 (2002)
  Ямало-Ненецкий автономный округ : 7 932 (2002)
  Самарская область : 7 885 (2002)
  Удмуртская республика : 4 320 (2002)
  Саратовская область : 3 988 (2002)
  Ульяновская область : 1 217 (2002)
  Пензенская область : 368 (2002)
Украина - 4 253 (2001)

Автоэтноним :
Территория современного Башкортостана была зоной взаимодействия финно-угорских, тюркских и индоевропейских народов. Наиболее распространенная этимология самоназвания «башкорт» - от «баш» - «голова» и тюрко-огузкого «гурт», «курт» - «волк» (влияние огузских племен (печенеги) в этногенезе древних башкир несомненно).
Ибн Фадлан, который оставил первые достоверные сведения о башкирах, четко указывает на тюркскую принадлежность башкир.

Эндоэтнонимы :
Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917 г.) - «Уфимские татары».
  По-русски - «Башкиры»; по-английски - «Bashkirs»; на мари-луговом - «Пошкырт влак»; по-киргизски - «Башкыртдар»; по-казахски - «Башғұрттар»; по-турецки - «Başkortlar»; по-азербайджански - «Başqırdlar»; по-чувашски - «Пушкăртсем»; по-горно-марийски - «Пошкырт-влак»; по-карачаево-балкарски - «Башкирлиле»;  

башкиры, башкирский, язык, башкиртский язык, башкортса, башкортостан, башкортстан, уфимские татары, башkорт, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Язык :
Башкирский (Башҡорт теле / Башҡортса) > Кипчакская подгруппа > Тюркская группа > Алтайская языковая семья
Пермские и свердловские башкиры, а также башкиры западной половины Башкортостана также говорят на диалекте, близком к татарскому языку.
Также распостранены русский и татарский языки.
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг Ғғ Дд Ҙҙ Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ҡҡ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Ҫҫ Тт Уу Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Әә Юю Яя

башкиры, башкирский, язык, башкиртский язык, башкортса, башкортостан, башкортстан, уфимские татары, башkорт, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Субэтносы :
Среди башкир выделяются 3 этнографические группы: южные, восточные и северо-западные. В настоящее время основная часть башкирского этноса проживает в Республике Башкортостан, периферийные группы башкир есть также в Свердловской, Пермской, Оренбургской, Курганской обл.

Религия :
Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты.
Ислам начинает проникать на земли башкир в X веке. К XYI веку ислам стал основной религией башкир.
Тем не менее сохранились отдельные пережитки доисламских верований( вера в духов-хозяев местностей, в наличие трёх душ у человека(ян, тын, кот) ит. д)

башкиры, башкирский, язык, башкиртский язык, башкортса, башкортостан, башкортстан, уфимские татары, башkорт, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Антропологический состав башкир характеризуется смешением различных европеоидных и монголоидных типов. В северно-западных районах Башкортостана преобладает субуральский тип уральской переходной расы, в юго-восточных степных районах распостранён южносибирский тип, более монголоидный.

все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Социальная организация :
  
Семья :
Система родства арабского типа. Современная семья малая.

башкиры, башкирский, язык, башкиртский язык, башкортса, башкортостан, башкортстан, уфимские татары, башkорт, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников.
К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор - ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн-Руст (903 г.) сообщал, что башкиры - «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика».
Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда ибн-Фадлана, который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям.
В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Так например описывал Ибн Фадлан башкир в своём отчёте :
Потом [двигаясь от р. Урал] мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом после неё через реку Азхан [Большой Иргиз?], потом через Баджа [р. Моча =Чапаевка?]; потом через Самур [р. Самара], потом через Кабал [р. Большая Кинель], потом через реку Сух [р. Сок], потом через реку Ка(н)джалу [р. Кондурча], и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд [совр. Самар. обл.]. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из турок, самые опасные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берёт её с собой, а его (самого) оставляет. Они бреют свои бороды и едят вшей, когда какая-нибудь из них будет изловлена. Кто-либо из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам, и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил её своим ногтём, потом съел её.
Он (Ибн-Фадлан) сказал: (а вот) мнение уклоняющееся (от истины), каждый из них вырезает кусок дерева, величиной с фалл и вешает его на себя, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его (кусок дерева), поклоняется ему и говорит:
«О, господин, сделай мне то-то и то-то». И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание (объяснение) этому и почему он сделал это своим господином (богом)?» Он сказал: «Потому, что я вышел из подобного этому и не знаю относительно себя самого иного творца, кроме этого». Из них кое-кто говорит, что у него двенадцать господ (богов): у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый больший из них, но только он объединяется с ними (остальными богами) в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием.
Он (Ибн-Фадлан) сказал: мы видели, как (одна) группа поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется рыбе, (третья) группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство, после того, как обратили в бегство (башкир), и поэтому они (башкиры) поклоняются журавлям и говорят: «Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и поэтому они поклоняются им (и теперь).

К этому времени, вероятно, завершается формирование основного ядра народа. В этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские болгары, позднее - кыпчаки (XI-XIII века).

Эпоха Золотой Орды :
Незадолго до завоеваний Чингисхана башкиры упоминаются в отчётах венгерского миссионера монаха - доминиканца Юлиана, как народ, говорящей на языке близком венгерскому, многие к тому времени приняли ислам. Значительная часть подчинялась Волжской Болгарии. После её завоевания основная часть башкир оказалась в составе Улуса Джучи, который делился на Ак Орду и Кок Орду, граница между которыми проходила по Яику. В золотоордынскую эпоху многие племена (кыпсак/кыпшак, катай, мин, табын, и т. д.) входили в состав как башкир, так и казахов, и ногаев.
После распада Золотой Орды территория современного Башкортостана входила в состав Казанского, Ногайского, Сибирского и Астраханского ханств.

Принятие московского подданства :
Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554-1557 гг.) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой.
Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства. Разгромив Казань, Иван Грозный обращается к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.). В соглашении чётко были оговорены условия.
Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признал вотчинное право на них (примечательно: кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»).
Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак - поземельную подать.
Сбор налогов с территории Башкортостана был поручен Приказу Казанского дворца. Территория Башкортостана в XVI-XVII вв. в царских документах обозначалась как «Уфимский уезд», который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские башкиры были в составе Сибирской дороги. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).
В 1737 г. зауральская часть Башкортостана была приписана вновь созданной Исетской провинции, территория которой охватывала современную Курганскую, северо-западную часть Челябинской, южную - Тюменской, восточную - Свердловской областей. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела «быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором Тайному советнику Неплюеву». Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций.

Башкирские восстания :
При жизни Иоанна Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый» царь. С приходом к власти дома Романовых в XVII в. политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле - встали на путь их нарушения.
Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662-1664 гг., 1681-1684 гг., 1705-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662-1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681-1684 гг. - свободу исповедания Ислама. После восстания 1705-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) - подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.
В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, предместий Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнен один из предводителей башкирского восстания 1705-11 г., Султан Мурат).
Людские и материальные потери были огромны.
Самым тяжелым по потерям для самих башкир является восстание 1735-1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). По подсчетам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвертый человек.
Следующее восстание разразилось в 1755 г. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена легкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника — взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны.
Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкирии, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал свое знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.
Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва, герой этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти.
Результатом этих восстаний явилось установление сословного статуса башкир.

Башкиры в Отечественной войне 1812 года :
До начала войны: 1-ый Башкирский полк был в составе казачьего корпуса атамана Платова, находящегося в городе Гродно 2ой Башкирский полк входил в 1-ю бригаду полковника Иловайского 12-го, 5-й кавалерийской дивизии, 2-й Западной армии.
Тептярский казачий полк майора Тимирова вошел в состав авангарда 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова 1-го. Узнав о начале войны, башкиры немедленно сформировали 3-й, 4-й, 5-й Башкирские полки добровольцев.
Казачий корпус Платова, прикрывая отход армии Багратиона, 15 (27) июня 1812 года принял бой под Гродно, в котором активно участвовал и 1-й Башкирский полк. Особенно отличились рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин, есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин.
Знаменит бой конницы Платова с французским авангардом 17 июня (9 июля). Бригада генерала Турно из шести полков была разбита наголову. В этом бою вместе с донскими казаками храбро сражались и башкирские конники. Вновь отличившийся рядовой Узбек Акмурзин за этот бой был произведен в урядники.
1 (13) июля корпус Платова прибыл в Романово 2 (14) июля семь кавалерийских полков неприятеля были встречены казаками, башкирами, калмыками и после упорного боя опрокинуты. Получив подкрепление, враг предпринял вторую атаку, но, натолкнувшись на стойкую оборону, вынужден был вновь отступить. Опять отличившийся конник Буранбай Чувашбаев за отличную службу и проявленную храбрость был произведен в урядники.
Бородино. Особо отличился 3-й батальон Уфимского пехотного полка.
в Башкирии и из башкир прилегающих уездов Пермской и Оренбургской губерний было сформировано 28 (в том числе 6 ремонтных) башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка.
15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки.
Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан

Башкиро-Мещерякское Войско. Кантонная система управления :
Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года.
По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й - в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) - 5-м.
Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) - во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске.
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска. Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»
С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкирия стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе отпала. В ходе реформ 1860-1870-х гг. в 1864-1865 гг. кантонная система была отменена, и управление башкирами и их припущенниками перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. Правда, за башкирами оставались преимущества в области землепользования: норматив для башкир был 60 десятин на душу населения, при 15 десятинах для бывших крепостных.

В программе Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года вопрос о национальной принадлежности напрямую не задавался. Вместе с тем наличие вопроса о родном языке и вероисповедании позволяет довольно точно определить численный состав той или иной национальности.
В 1897 году 1 321 363 подданных Российской Империи указали как родной язык башкирский. В губерниях исторического расселения проживало 99,2 % башкир всей империи: в Уфимской - 899 910, Оренбургской - 254 561, Пермской - 85 395, Самарской - 57 242, Вятской - 13 909 человек.
В словаре Брокгауза и Ефрона в то же время указывается число около 575 тысяч. Хотелось бы обратить внимание на то, что только через сто лет к концу 20-го века, численность башкир достигла численности отмеченной переписью 1897 года.

Указом от 5 мая 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. Административно-территориальное деление, принятое в 1865 г., сохранялось неизменным до 1919 года.

Провозглашение Республики Башкортостан и Соглашение об образовании БАССР :
После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкурдистан.
В марте 1919 г. на основании Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Башкирская Советская Автономная республика.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Основным занятием башкир в прошлом было кочевое (джяйляуное) скотоводство; были распространены охота, бортничество, из ремёсел - ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи.
В XVII-XIX веках башкиры перешли к земледелию и осёдлой жизни. Типы жилища разнообразны, преобладают срубные, плетнёвые и саманные, у восточных башкир в прошлом - войлочная юрта (башк. «тирмә»).
Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей; были распространены различные украшения из кораллов, бисера, раковин, монет.

этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Курганские башкиры :
Курганские башкиры - этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области. Общая численность - 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирского населения в Курганском Зауралье — Танрыкулово, Сарт-Абдрашево, Шарипово,Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуй и др . Абсолютное большинство курганских башкир — сельские жители.
Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.
Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большимим расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)
Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», головные покрывала «кушъяузык».
Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск,Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960-1970ых годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.

Оренбургские башкиры :
Башкиры Оренбургской области считаются коренными его жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах — Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека).
В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах - Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек)и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай), сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского.
Оренбургский край дал башкирскому народу выдающихся людей - Мухаметша Бурангулов (народный сэсэн, знаменитый фольклорист, впервые оформивший рукопись башкирских устных народных эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал и Салават» и др., из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Даут Юлтый (писатель, из деревни Юлтыево Красногвардейского района), Сагит Агиш (писатель, мастер коротких рассказов, из деревни Исянгильдино Шарлыкского района), Равиль Бикбаев (поэт, из деревни Верхне-Кунакбаево Покровского района), Габдулла Амантай (писатель, из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Хабибулла Ибрагимов (драматург и композитор, из Оренбурга), Валиулла Муртазин-Иманский (актер, режиссер и драматург, из деревни Имангулово Октябрьского района), Амир Абдразаков (актер и режиссер, из деревни Каипкулово Александровского района).

Пермские башкиры :
Башкирская родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы - от устья реки Сива до устья реки Очер, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.
После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в 1-ый башкирский кантон. Самым знаменитым для них выло участие в войне против Наполеона (Франции). 13 представителей башкирского народа за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».
После принятия гайнинцами московского подданства, Москва начала проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись.
Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено могущественным тарханом гайнинских башкир, рудопромышленником и старшиной Туктамышем Ишбулатовым (в будущем - депутатом от башкир в екатерининской Уложенной комиссии и пугачевским полковником).
Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773-1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.
Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов, по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов, который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансур Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай.

Башкиры Самарской области :
Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз.
Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада.
Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей. Это писатели Рашит Нигмати (1909-1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901-1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905—1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893-1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892-1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891-1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913-1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955-1971).

Башкиры Челябинской области :
На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области.
До Второй мировой войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (10.12.2012)
Просмотров: 3181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz