Белоруссы (самоназвание по-белорусски : мн. ч. - Беларусы; ед. ч. -
Беларус / Беларуска;) - государствообразующая нация Республики
Белоруссия (Рэспубліка Беларусь). Общая численность - ~ 10 000
000 чел., основное население Белоруссии (Беларусь) - 7 957 252 (2009),
проживают также в Польше (Польшча) наибольшая концентация в районе г. Белосток, Украине (Украіна) , Российской
Федерации (Расійская Федэрацыя).
Белоруссия - 7 957 252 (2009) Российская Федерация - 807 970
г. Москва : 59 353 (2002) Смоленская область : 16 231 (2002) Брянская область : 7 733 (2002)
Украина - 275 763 (2001) Латвия - 82 216 Литва - 42 866 (2001) - 1,23 %
Эстония - 17 500 Казахстан - 182 600
|
США - ~ 20 000 Канада - ~ 5 000
|
|
Автоэтноним :
Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» (Leucorussus) как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 году. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Белоруссии. До XVIII века чаще самоназвания «белорусы», употреблялось самоназвание «литвины».
Эндоэтнонимы : По-русски - «Белоруссы»; по-украински - «Білоруси»; по-польски -
«Białorusini»; по-словацки - «Bielorusi»; по-чешски - «Bělorusové»; по-болгарски
- «Белорусини»; по-голландски - «Wit-Russen»; по-латышски - «Baltkrievs»;
по-немецки - «Weißrussen»; по-английски - «Bielorussians»; по-венгерски -
«Belaruszok»; по-эстонски - «Valgevenelased»;
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Язык : Белорусский (Беларуская мова) > Славянская группа >
Индоевропейская языковая семья Согласно данным переписи населения РБ в 1999 году около 85% белорусов,
проживающих в Белоруссии, родным считают белорусский язык. Различаются следующие диалекты : • юго-западный диалект () • северо-восточный диалект (паўднёва- діялэкт) • средне-белорусский диалект () Литературный язык на основе средне-белорусского диалекта. Для подавляющего большинства белорусов, в настоящее время, характерен
билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах,
предпочитает пользоваться русским языком (считается, что многие люди
считающие родным языком русский, при переписи населения указали
белорусский из-за национального самолюбия).
После создания Белорусской ССР в 1920-х - нач. 30-х гг. произошли
радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке
литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко
сократились, большая часть белорусов перешла на русский язык во всех
сферах общественной жизни. В 1988 г. в белорусских школах обучалось
лишь 14 % всех школьников. Для некоторой части жителей Белоруссии
характерно безразличное отношение к белорусской национальной культуре. В
Республике Беларусь (провозглашена в 1991), режимом Лукашенко,
проводится политика руссификации (в 1995 г. вторым государственным был
принят русский язык).
Письменность : Белорусский язык имеет две письменности : Современная письменность (официальная в Белоруссии) на основе
кириллической графики :
Aa Бб Bв Гг Дд Дждж Дздз Ee Ёё Жж Зз İi Йй Kк
Лл Мм Нн Оо Пп Рр Cc Tт Уy Ўў Фф Xx Цц Чч Шш
Ыы ь Ээ Юю Яя '
Современная письменность (наиболее популярна в западных диаспорах) на
основе латинской графики :
Aa Bb Cc Ćć Čč Dd DZdz DŹdź DŽdž Ee Ff Gg Hh
CHch İi Jj Kk Ll Łł Mm Nn Ńń Oo Pp Rr Ss Śś Šš
Tt Uu Ŭŭ Vv Yy Zz Źź Žž
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Религия : Основная религия - христианство (хрысьціянства). Большинство верующих белоруссов - православные - 85 %, есть также
римо-католики - 15 % и греко-католики, а также протестанты (баптисты,
пятидесятники и др.).
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Субэтносы : При общей однородности белорусской культуры сформировались её
региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических
районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия,
Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.
Особую группу составляют полещуки (полешчукы) - жители Полесья, наиболее
своеобразны среди них пинчуки - население Пинского Полесья. В
говорах пинских и части брестских полещуков имеются многие черты,
свойственные украинскому языку.
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Раса : Относятся к восточно-европейскому типу среднеевропейской подрасы большой
европеоидной расы.
![все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Социальная организация : В 19 и даже в начале 20 века в деревне сохранялись элементы общинной
организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны.
Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали
участие главы семей (гаспадары). На сходах выбирали старосту,
назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др. Семья : В 19 веке многие крестьяне жили большими семьями — отцовскими (включали
родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и
братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей
завершился в конце 19 века; стали преобладать простая нуклеарная семья и
сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них
входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///J:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) По одной из теорий, этнической
основой белорусов являются племена кривичей, дреговичей, радимичей и др.
По одной из распространенных версий ряд племен, в т.ч.
восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, древлян,
северян, волынян и др., а также балтийское племя ятвягов в IX-X вв.
вошли в состав Киевской Руси, в рамках которой консолидировались в
древнерусскую народность.
В середине 13-14 вв. белорусские земли были включены в состав Великого
княжества Литовского, Русского, Жемойтского и иных. С середины 13 в. до
1569 г. ВКЛ существовало как фактически независимая суверенная держава,
связанная после Кревской унии 1385 г. до конца 18 в. - в составе Речи
Посполитой как одна из двух основных составных частей этой своеобразной
федерации. В 18 в. после разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и
1795) белорусские земли вошли в состав Российской империи. При этом
существование самостоятельного белорусского этноса в России оспаривалось
историками, географами и языковедами (И. И. Срезневским, Н. И.
Костомаровым). После революции 1917 и создания белорусской
государственности (Белорусской ССР) произошли радикальные изменения в
жизни белорусов: в довоенный период резко изменились их условия жизни,
выросла грамотность, началось преподавание белорусского языка в школах,
начали вырабатываться нормы белорусского литературного письма. Этому
также способствовало присоединение к БССР территории Западной Белоруссии
(1939). Проводилась политика коренизации, которая однако в
послевоенный период пошла на убыль. Вопросы развития белорусского языка и
белорусской культуры были снова подняты в конце восьмидесятых годов. В
декабре 1991 была создана суверенная Белоруссия (Республика Беларусь).
Традиционные занятия : Традиционные занятия белорусов -
земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство.
Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо,
коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук,
чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы,
ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей
системой землепользования в начале 20 века было трёхполье, у
малоземельных - двуполье. Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовская, витебская,
или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для
боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная
борона-суковатка, смык. С конца 19 века появились железные плуг и
борона. Орудия уборки урожая — серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в
срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп,
валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель —
в истопках и погребах, склепах. В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также
крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено
овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке.
Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и
берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.
Промыслы и ремёсла : Получили развитие промыслы и
ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий,
обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств,
мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое
значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из
текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды
промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В
последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление
поясов, вышивка одежды и др.
Поселения : Вёска (деревня) - наибольшее
распространение, местечки, застенки (поселения на арендованной земле),
выселки, хутора.
Планировка
: Исторически развилось несколько
форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая),
уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на
северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка
(усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории
Белоруссии широкое распространение получила в 16-17 веках. Число
домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время
Второй мировой войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период
деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения,
дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных
деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог
с обеих сторон, торцом к дороге.
Жилище : Эволюционировало от землянки до
однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале 20 века
основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной,
реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской;
преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть).
Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата;
усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя
планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от
входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном
углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное
место в доме. Там стоял стол, и находилась икона. Вдоль стен
размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары.
Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны).
На стене, на кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся
различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами,
коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с
внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в
росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов,
часто с водопроводом, газом.
Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров
(паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть, пуня).
Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный - весь комплекс
жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все
строения связаны друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные
постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения
(появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской
областях). В послереволюционное время отпала необходимость в
некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота
зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к
трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и
с несвязанными строениями.
Традиционный комплекс одежды : Мужской состоял из рубахи,
ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили
навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные
постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа
(брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через
плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет,
а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был
разноцветным.
Женский костюм более
разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре
комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к
которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых
известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и
северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми
вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось
вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки
(андарак, саян, палатняник, летник), а также панёвы, фартуки. Юбки -
красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными
полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) -
вышивкой, кружевами.
Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки.
Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый
головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их
завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная -
постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не
отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга,
бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили
также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции
национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Традиционная кухня : Включает разнообразные блюда из
муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения
продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли
дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и
др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен,
проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья,
гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки
(преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные -
солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки,
макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.
Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный).
Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками -
картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка
в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - сковородники,
преснаки, коржи; в праздники - пироги.
Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой
муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох и бобы
тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и
пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ. Со
второй половины 19 века прочные позиции в питании занял картофель. Известно
более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный,
пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники,
оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в
кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном
количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в
составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы,
реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный,
свекольный квасы.
Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы
на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины
на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной
мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля,
блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов,
подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других
народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла
роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления
конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки — солодуха, кулага,
толокно, мучные кисели.
Обряды : Из семейных обрядов наиболее
красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на
предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная
суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение
молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными
считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие
традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные,
сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в
игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка,
угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях,
лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная
трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.
Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне
Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша.
Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй
день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и
др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На
масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды
белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны
отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый
характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.
Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов
были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на
Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины),
желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили
хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества
представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее
архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки
прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались,
гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко
распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний
сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми
песнями.
Белорусский фольклор считается одним из наибогатейших в мире. В
фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды,
предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и
семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях,
нашли отражение дохристианские представления Белорусов о происхождении
мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов
популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен.
|