НАЦИО Пятница, 03.05.2024, 04:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Эрзяне - Эрзят

Эрзяне (самоназвание по-эрзянски : мн. ч. - Эрзят; ед. ч. - Эрзя;) - одна из субъектообразующих нации Республики Мордовия (Мордовия Республикась) в составе Российской Федерации (Россиянь Федерация). Около трети эрзянцев проживает - в Мордовии, остальные в сопредельных областях - Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Крупные общины существуют в Москве (Москов ош) и Нижнем Новгороде (Алоош).

Численность эрзян определить сложно т.к. переписи не всегда фиксируют различия т.н. «мордвы», например, по данным переписи населения РФ 2002 года - 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 соответственно.
В самой Мордовии - 283 861 чел. назвали себя мордвой, в том числе 47 406 и и 78 963 - соответственно мокшей и эрзей.
Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин».
Также одной из причин называют ошибки в переписи 2002 года. Во внимание следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, а так же масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии.
Это подтверждают данные микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % - эрзёй и лишь 3 % сказали, что они - мордва.
В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы - 69 %, а остальные 31 % - мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 %.  


Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:
* восточная группа эрзян (все районы восточной части Мордовии, Алатырский Порецкий, и Ибресинский районы Чувашии);
* северная группа эрзян (Гагинский, Лукояновский, Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области, Большеигнатовский район Мордовии, Пильнинский район Нижегородской области):
* группа эрзян северо-восточных районов Пензенской области (Городищенский, Никольский, Пензенский, Сосновоборский районы).
Группа эрзян, иногда называемая шокша, проживает на западе Мордовии в Теньгушевском (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и Торбеевском районах (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште). Оторвавшись от общей массы эрзян в XVI-XVII вв., эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны.
Два крупных ареала вне пределов современной Мордовии включают довольное большое количество эрзян и мокшан: Пензенско-Саратовский регион и Заволжье.
Так в Самарской области наибольший процент эрзянского населения наблюдается в Исаклинском (23,9 %), Шенталинском (20,9 %), Похвистневском (19,8 %) и Клявлинском (19,1 %) районах. В Кошкинском (6 %), где компактно проживают в 4 селениях - Новая Кармала, Степная Шентала, дер. Городок.
В Оренбуржье много эрзян проживает в Бугурусланском (16,1 %), Северном (12,7 %) и Абдулинском (7,6 %) районах.

Автоэтноним :
Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг.
Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях.
Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами никогда не называли их общим этнонимом.

Эндоэтнонимы :
По-чувашски - «Ирçесем»; по-мокшански - «Эрзя»; по-эстонски - «Ersad»; по-фински - «Ersät»;
по-украински - «Ерзянці»; по-немецки - «Ersja»;

«Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва" - не понимают друг друга.»
«В современных мордовских языках слово „мордва" как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „<...> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно"»
На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали так же академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою»

Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:
К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они - Сарацины

Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» так же отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян) :
К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.

То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:
С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы.
Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев.

Как известно Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:
вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…

Там же:
…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом
О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говориться в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».

Энциклопедия Кирилла и Мефодия так же называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:
…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар - мордовского князя Пургаса. В работе Пашуто В. Т. так же мокшане и мордва упомянуты как разные народы:

Бату был бы и рад закончить поход, но ему не дали этого сделать: Великий хан Угедэй требовал продолжения завоеваний, да и соратники джехангира не желали целиком уступать ему славу полководца, хотели проявить себя в будущих кампаниях. В течение 1239 г. Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный. Но откладывать большой поход он больше не мог, и в конце лета 1240 г. вторгся в Южную Русь. Собственно, Русь ему покорять было ни к чему, но через неё лежал путь в Венгрию, куда бежал половецкий хан Котян, с которым у монголов были давние счёты — ещё со времен войны Чингис-хана с Хорезмом.

Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:
<...>достоверно известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию.
О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:

Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, одако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев.

В июле 1928 на заседании Совета Народных Комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области и был утвержден список районов этого округа, состоявший из 23 новых единиц.
Таким образом недоразумение с этнонимами «эрзяне», «мокшане» и «мордва» было окончательно узаконено. Несмотря на ряд мероприятий по переименованию республики в 1990-е оно вновь было отложено.
Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз.
Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война.
В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам.
Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки.

Язык :
Эрзя-мордовский язык (Эрзянь кель) > Волжско-финнская подгруппа > Финно-угорская группа > Уральская языковая семья
В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северно-западный (приалатырский), теньгушевский.
Письменность :
Современная письменность на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя

Религия :
Верующие - в основном православные, есть также приверженцы народной языческой религии, лютеране и молокане.

Субэтносы :
Шокша (Шокшот) проживает в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и в 5 Торбеевского района (Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште). Общая численность составляет около 10 000 человек.

Находясь длительное время в близком соседстве с мокшей, указанная группа эрзян подвреглась значительному её влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания. Судя по материалам посемейного обследования жителей Шокша, проведенного в 1979 учеными во главе с Н.Ф. Мокшиным, сами они относят себя к эрзя.
этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Относятся к беломорско-балтийской подрасе большой европеоидной расы.

Семья :
До начала XX века наряду с малой индивидуальной семьёй существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические браки.

---------------------------------------------------------


Основа традиционного женского костюма мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (руця). Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение — застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам) - имела форму незамкнутого овала. Своеобразно набедренное украшение пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.
------------------------------------------------------------------------
Головные уборы :

Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы - прявельтявкс (дословно «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, какой у женщины достаток (богатство). У женщин и волосы были собраны под головной убор. Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы, волосы были спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы, эрзянские женщины, в первую очередь девушки, делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.

Панго :
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго. Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички - прясюро. Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками.

Сорока :
Также у эрзянок были и другие головные уборы - сорока, - сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному - некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.

Другие головные уборы :
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика - олосник - женщине надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку.

У эрзянских женщин были разнообразыне платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали. Молодые девушки носили прясуре (дословно - «головная нитка»).


Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом.

-----------------------------------------------

Старинная обувь - лапти (карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к XX веку.
------------------------------------------------------------------------------
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной кухни.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

----------------------------

Известные эрзяне:
  * Боляев, Акай - участник восстания Степана Разина.
* Инязор Тюштя
* Инязор Пургаз
* Кузьма Абрамов - писатель
* протопоп Аввакум
* Кузьма Алексеев
* Валерий Борчин - известный российский легкоатлет, олимпийский чемпион 2008 года
* Артём Веcёлый (Н. И. Кочкуров) - писатель
* Фёкла Беззубова - сказительница
* Николай Васильев - актер
* Александр Доронин - писатель
* Евсевьев Макар Евсевьевич - учёный, просветитель, педагог
* Числав Журавлёв - поэт и писатель
* Йовлань Оло (Владимир Ромашкин) - музыкант, фольклорист, кинодокументалист
* Надежда Кадышева - певица
* Иван Кутяков - военачальник
* Кшуманцянь Пиргуж (Мусалёв Григорий Дмитриевич) - Инязор Эрзя народа с 2004 года
* Серафима Люлякина - сказительница
* Артур Моро - поэт
* Нуянь Видяз (Евгений Четвергов) - писатель
* Пётр Прохоров - писатель
* Максим Пуркаев - военачальник
* Василий Радаев - поэт и писатель
* Михаил Втулкин - поэт и писатель
* Каниськина, Ольга Николаевна - известная российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года
* Русланова Лидия Андреевна - певица
* Анатолий Рябов - лингвист, педагог
* Никас Сафронов - художник
* Фёдор Сетин - литературовед
* Арзамасская Алёна - соратница Степана Разина
* Никул Эркай - поэт и писатель
* Степан Эрьзя - скульптор
* Илларион Яушев - певец (баритональный бас)

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (13.01.2013)
Просмотров: 2618 | Теги: эрзянский язык, эрзянцы, эрзя | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz