Эвенки
(самоназвание по-эвенкийски : мн. ч. - Эвэнкӣл; ед. ч. - Эвэн / Эвэмнӣ) - населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, монголами и другими народами. В РФ - субъектообразующая нация Эвенкийского автономного округа (Эвэды
автономнай округ) в составе Красноярского края - 3 802 (2002) - 21,5%. Также расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской, Томской и Тюменской областей, Красноярского и Хабаровского краев, республик Бурятии и Якутии. В Якутии имеют национальные улусы - Анабарский (14%), Жиганский (47%) и Оленёкский (63%). В Бурятии - Баунтовский эвенкийский район - 5,4%
В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности (эвенки и орочоны) : * орочоны (букв. «оленеводы») (кит. упр. 鄂伦春族, пиньинь: Èlúnchūn Zú) - 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % - в провинции Хэйлунцзян в Эвенкийском автономном хошуне, 1,2 % - в провинции Ляонин. Около половины говорят на диалекте эвенкийского языка, остальные только по-китайски. * эвенки (кит. упр. 鄂温克族, пиньинь: Èwēnkè Zú) - 30 505 на 2000 г., 88,8 % в Хулун-Буире, включают: небольшую группу собственно эвенков - около 400 носителей в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которую сейчас перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют «йэкэ», китайцы - Yakute (кит. упр. 雅库特, пиньинь: Yǎkùtè), так как они возводили себя к якутам. хамниганы - сильно монголизированная группа, говорит на монгольском языке - хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти, т. н. маньчжурские хамниганы, эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после революции 1917 г., около 2500 человек живёт в Старобарагском хошуте. солоны - переселились (вместе с даурами) из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем, в 1732 частью переселились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар (где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками в 2000 году). Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.
В Монголии в Селенгинском аймаке (хамниганы) около 3000 чел.
Общая
численность - около 80 000 чел.
Российская Федерация - 35 527 (2002) Республика Саха (Якутия) : 18 232 (2002) Красноярский край : 4 632 (2002) Эвенкийский автономный округ : 3 802 (2002) Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ : 305 (2002) Иркутская область : 1 431 (2002) Томская область : 103 (2002) Кемеровская область : 22 (2002) Новосибирская область : 22 (2002) Омская область : 12 (2002) Китай - 38 701 (2000) Монголия - 3 000 Латвия - 5 (2009) |
|
Автоэтноним : Название «тунгус» известно русским с XVI в., а самоназвание «орочен» в Приамурье («орочел» - на Охотском побережье) и «эвен» - в Приангарье известно с XVII в.
Эндоэтнонимы : Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917
г.) - «Тунгусы». По-русский - «Эвенки»; по-монгольски - «Хамнеган»; по-китайски - «鄂温克族»;
по-тибетски - «ཨོ་ཝུན་ཁེ་མི།»; по-якутски - «Эбэҥкилэр»; по-латышски - «Evenks»; Язык : Эвенкский (Эвэды торэн / Эвэн торэнни) > Тунгусо манчжурская группа > Алтайская языковая семья В эвенкийском языке выделяют три наречия: северное, южное и восточное. Главным критерием для выделения наречий является фонетический: соответствие звуков с // һ: * для южного (сибилянтного) наречия характерен согласный с в начале и в интервокальной позиции: сулаки лиса, аси жещнина; * для северного (спирантного) наречия характерен согласный һ в тех же позициях: һулаки лиса, аһи женщина; * в говорах восточного наречия в начальной позиции встречается с и һ, в интервокальной - только һ: сулаки, һулаки лиса, аһи женщина. В отдельных говорах встречается соответствие с // ш (шулаки лиса, аши женщина).
По данным переписи населения 1989 года, численность эвенков в России составляла 29 957 человек. Из них считали эвенкийский родным языком 26,1 % (в 1979 году - 20,7 %). Свободно владели эвенкийским языком 45,1 %, русским — 75,2 %. Число владеющих родным языком колеблется в зависимости от региона - например, в Амурской и Читинской (сейчас - Забайкальский край) областях родной язык знали 98 % эвенков, в Иркутской области - 47 %, в Бурятии и Якутии - 12-15 %.
Повсеместно наблюдается двуязычие эвенков (русский и эвенкийский), в отдельных случаях - трёхъязычие (русский, эвенкийский и дополнительно бурятский или якутский). Многие эвенки, проживающие в Якутии, восприняв якутский язык, почти полностью утратили эвенкийский. Язык эвенков, проживающих в Бурятии, испытывает значительное влияние бурятского языка. Небольшое число якутов и бурятов, проживающих вместе с эвенками, знают эвенкийский язык или понимают его. Утрата эвенками родного языка отмечается повсеместно. Язык продолжает использоваться в быту лишь в некоторых районах компактного проживания эвенков представителями старшего и среднего поколений. Письменность : Современная письменность на основе кириллической графики : Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Ӈӈ Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх
Цц Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
Религия : Верующие большинство - православные. Сохраняются языческие обряды. Субэтносы : Советский период цыганской истории освещён в литературе не только крайне
недостаточно, но и предвзято; в частности, высоко оцениваются
мероприятия государства по изменению традиционного уклада жизни. Раса : Относятся к байкальскому варианту континентальной подрасы большой
монголоидной расы, на юге расселения фиксируется примесь
центральноазиатского расового типа. ---------------------------------------------------------------- Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы эвенков - «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (русское солоны), онгкоры, в среднем Приамурье - как бирарчен (бирары), манягир (манегры), кумарчен (по реке Кумара) и др. Контакты с русскими с 1606, к середине XVII века были обложены ясаком. С XVII века эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары, Бирюсы, верхней Ингоды, нижнего и среднего Баргузина, левобережья Амура, манегры и бирары переселились в Северный Китай. В XIX веке эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и нижнему Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.
В конце XIX века насчитывали 63 тыс. человек, из них «бродячих» (охотников) - 28,5 тыс. человек, кочевых (конных) - 29,7 тыс. человек; в Китае в начале XX века жили 10,5 тысяч эвенков, Монголии - около 2 тыс. человек. По переписи 1926-27 в СССР насчитывалось 17,5 тысяч эвенков.
В 1927 были созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы, в 1930 объединённые в Эвенкийский национальный округ.
Основное занятие «пеших», или «сидячих», эвенков - охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла). Оленеводы охотились верхом на оленях.
Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. У некоторых групп были известны нарты различных типов, заимствованные у ненцев и якутов.
«Конные» эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.
Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье - также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя.
По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом - долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).
Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. Современные эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство. С 1930-х годов создавались оленеводческие кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге - ячмень, овёс). В 1990-е годы эвенки стали организовываться в родовые общины.
Основа традиционной пищи - мясо (диких животных, у конных эвенков - конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке - пресные лепёшки. Основной напиток - чай, иногда с оленьим молоком или солью.
Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним - горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье - бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья - четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.
Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы русской одежды.
Общины эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. Например, до XX века сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце XIX века преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях - многожёнство (до 5 жён). До XVII века было известно до 360 отцовских родов численностью в среднем по 100 человек, управляющихся старейшинами - «князьцами». В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы.
Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника — обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация эвенков проводилась с XVII века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.
Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои - комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев - хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных эвенков - шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).
С 1930-х гг. на эвенкийском языке ведётся преподавание в школах. В Якутии ведётся радиовещание. Формируется национальная интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенкийского фольклора.
Известные эвенки : * Бомбогор (ум. около 1640) - вождь союза эвенкийских племен на Амуре в 1630-х годов. Под его руководством эвенки (солоны) вели борьбу против манчьчжурских завоевательных походов в их край, иногда собирая до 6000 воинов. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г, свезён в столицу маньчжурского (цинского) императора Абахая Мукден и там казнён. * Кульбертинов Иван Николаевич (1917 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутская область - 1993 год, с. Тяня, Олекминский улус, Якутия) - участник Великой Отечественной войны, снайпер 23-й отдельной лыжной бригады, 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (487 человек). Прообраз этого героя использован в сериале «Снайпер 2. Тунгус». * Оёгир Николай Константинович (15 марта 1926 - 11 марта 1988 гг.) — эвенкийский писатель, поэт. * Немтушкин Алитет Николаевич (12.11.1939 - 4.11.2006 гг.) — эвенкийский писатель. * Чапогир Олег Васильевич - композитор. * Хайланьча (1740-1793), родился в китайском Приамурье (провинция Хэйлунцзян), эвенкийский национальный герой, выдающийся военачальник эпохи династии Цин.
|