НАЦИО Четверг, 02.05.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Евреи - יהודים
Евреи (самоназвание на иврите : мн. ч. - יהודים; ед. ч. - יהודי, самоназвание на идиш : мн. ч. - ...; ед. ч. - ייֽד, самоназвание на ладино : мн. ч. - ...; ед. ч. - ג'ודיאו ) - государствообразующая нация Государства Израиль (מדינת ישראל).
Субъектообразующая нация Еврейской Автономной Области (
יידישר אויטאָנאָמע געגנט) в составе Российской Федерации.
Общая численность -
~ 14 000 000 чел., основное население Израиля (ישראל)i  - 6 015 000 чел., численность в Еврейской АО - 2 327 чел. (2002).

Израиль - ~ 6 015 000
Франция - ~ 483 000
Великобритания - ~ 292 000
Российская Федерация - 231 045 (2002)
           г. Москва : 79 359 (2002)
       Московская область : 9 899 (2002)
       Еврейская Автономная область : 2 327 (2002)
           г. Санкт-Петербург : 36 570 (2002)
       Ленинградская область : 1 734 (2002)

Германия - ~ 119 000
Австралия - ~ 107 500
Украина - 103 591 (2001)
ЮАР - 70 800
Венгрия -
~ 48 000
Бельгия -
~ 30 000
Нидерланды -
~ 30 000
Италия -
~ 28 000
Турция -
~ 17 000
Швейцария -
~ 17 000
Румыния - 5 870 (2002)
Литва - 4 007 (2001)
Латвия - 9 889 (2009)
Румыния - 5 870 (2002)
Литва - 4 007 (2001)
Латвия - 9 889 (2009)
Австрия -
~ 9 000
США - ~ 7 000 000
Канада -
~ 375 000
Аргентина -
~ 182 000
Бразилия -
~ 95 000
Мексика -
~ 39 000
Чили -
~ 20 000
Венесуэла -
~ 12 000
Панама -
~ 8 000

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и во время её, еврейская нация пережила геноцид, во время Холокоста, в ходе которого погибло около 6 000 000 евреев.




Современное название ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים‎, йеhудим, иврим; идиш ייִדן (й)идн; ладино ג׳ודיוס джудиос.
Древним названием является также бнэй-Исраэль - сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам, Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан.

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский­», букв. «еврейская»). Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) - «перейти»). Это дает возможность дополнительного толкования - «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана, Быт.14:13. Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племен хабиру.

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври). Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew, нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно, как и польск. Żyd, лит. Žydas или чеш. Žid, восходит к позднепраславянскому *židъ, заимствованному из итал. giudeo, которое, в свою очередь, является продолжением лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском, чешском и литовском языках, где слово еврей не употребляется, и в юго-западном наречии украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово «єврей».

Слово «гебреи» («hebraeus») является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Эндоэтнонимы :
По-арабски - «
توراة »; по-мальтийски - «Lhudi»; по-немецки - «Juden»; по-голландски - «Joods»; по-английски - «Jews»; по-фризски - «Joads»; по-исландски - «Gyðingur»; по-фарерски - «Jødin»; по-норвежски - «Jøde»; по-шведски - «Jude»; по-датски - «Jøde»; по-ирландски - «Giúdach»; по-шотландски - «Iùdhach»; по-валлийски - «Iddew»; по-корнски - «Yedhow»; по-бретонски - «Yuzev»; по-итальянски - «Ebreo»; по-испански - «Hebreo / Judio»; по-румынски - «Evrei»; по-галисийски - «Xudío»; по-португальски - «Judeu»; по-каталонски - «Jueu»; по-французски - «Juifs»; по-латышски - «Ebrejis»; по-литовски - «Judėjai»; по-чешски - «Židi»; по-словацки - «Židy»; по-словенски - «Judy»; по-верхнелужицки - «Židy»; по-нижнелужицки - «Žydy»; по-польски - «Żydy»; по-украински - «Євреї / Жиди»; по-белорусски - «Яўрэі / Габрэі / Жыды»; по-хорватски - «Židi / Jevrei»; по-сербски - «Јевреи»; по-русски - «Евреи»; по-болгарски - «Евреини»; по-албански - «Izraeliti»; по-персидски - « يهودى »; по-пуштунски - « يهود »; по-гуджаратски - «પફદી»; по-цыгански - «Жыдовура»; по-армянски - «Հրեար»; по-грузински - «ებრაელები»; по-осетински - «Дзуттæгтæ / Уирæгтæ»; по-аварски - «Бануисраилал / Жугьутlал»; по-эстонски - «Juutlased»; по-финнски - «Juutalaiset»; по-венгерски - «Zsidók»; по-турецки - «Yahudlar»; по-азербайджански - «Yәhudlar»; по-туркменски - «Ýehudlar»; по-башкирски - «Йәһүдлар»; по-татарски - «Яһүдлар»; по-казахски - «Яһұдтар»; по-узбекски - «Yahudlar»; по-крымско-татарски - «Еudilar»; по-аварски - «Жугьутал»; по-таджикски - «Ибрӣ / Чала / Яҳудӣ»; по-ижорски - «Juutalainet»; по-фински - «Juutalaiset»; по-эстонски - «Juudid»; по-венгерски - «Zsidók»; по-китайски - «犹太人»;

Язык :

Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке.
Иврит (
לשון עברית / עברית) > Западносемитская ветвь > Семитская языковая семья > Афразийская макросемья

В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейшие из них :
Идиш (
ײדישע שפראך / ײדיש) > Западная подгруппа > Германская группа > Индоевропейская языковая семья
Ладино (
ג'ודיאו-איספאנייולה / לינגואה ג'ודיאו-איספאנייולה) > Иберо-романская подгруппа > Романская группа > Индоевропейская языковая семья


Письменность :
Еврейская :

א ב ג ד ה ו ז ח ט י כ ך ל מ ם נ ן ס ע פ ף צ ץ ק ר ש ת

Религия :
Основная религия - иудаизм (
יהדות). Состоит из множества движений :

Ортодоксальный иудаизм :
Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία - букв. «правильное мнение») - общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений - литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей - более 4-х миллионов человек.

Литваки :
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры - иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).
«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.
Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.
В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).
Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах.

Хасидизм :
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.


Ортодоксальный модернизм :
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820-1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец - гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм :
Иное направление «Современной ортодоксии» - религиозный сионизм - было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки, р. Шломо Авинер.
В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Консервативный (традиционный) иудаизм :
Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США.

Реформистский иудаизм :
Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей - сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма - это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.
Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.
Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

Реконструктивистский иудаизм :
Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации.

Субэтносы :
Европа :

* Ашкеназы (ивр. אשכנזים [ашкенази́м] саксонцы) - потомки евреев средневековой Германии, северной Италии и северной Франции, исторически носители идиша и собственной литургической традиции
       Галицийские евреи
       Литваки
       Украинские, молдавские, румынские евреи
       Курляндцы
       Польские евреи
       Западные евреи (екке (англ.)русск.)
       Оберландеры
* Римские евреи (ивр. רומים [ро́мим] риммы) - часть еврейской общины Италии с отличной от сефардской и ашкеназской литургической традицией, говорящие на итальянском языке
* Кенааним (ивр. כנענים [кнаа́ним] 1. ханаанцы, 2. славяне) и (ст.-слав. жидовины) - историческая группа евреев, живших в Киевской Руси и говоривших на еврейско-славянском диалекте
* Провансальские евреи - исторически евреи юга Франции, пользующиеся еврейским диалектом провансальского языка
* Романиоты (ивр. רומניוטים [романйо́тим] византийцы и сеф. [грегос] греки) - часть евреев Греции, отличная от сефардского еврейского населения этой страны
* Сефарды (ивр. ספרדים [сфаради́м] испанцы) - потомки изгнанных из Испании и Португалии евреев, исторически носители сефардского языка (ладино, джудезмо) и собственной литургической традиции
* Хутс (англ.)русск.

Кавказ :
* Горские евреи (самоназвание - ед. ч. жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр)
* Грузинские евреи (груз. ებრაელი самоназв. эбраэли)

Крым :
* Крымчаки
* Караимы (признаются евреями, но сами себя считают отдельной нацией)


Северная Африка, Передняя и Средняя Азия :
Евреи, происходящие из Северной Африки, Передней и Средней Азии, называются общим термином «мизрахи».

* Лахлухи (курдистанские евреи)
* Арабоязычные евреи (яхуд) - говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка
       Марокканские евреи - до 250 тысяч в Израиле, не считая их потомков, родившихся в Израиле (из 500 тыс. евреев из Марокко, остальные являются сефардами), около 8 тысяч в Марокко (Касабланка, Фес, Марракеш); говорят на т. н. еврейско-марокканских вариантах нескольких арабских диалектов, в основном оседлой (старомагрибских) группы диалектов (сефарды соответственно говорили по-сефардски - диалект хакетия); часть говорит по-берберски.
       Алжирские евреи - после получения Алжиром независимости выехали в основном во Францию, где практически все говорят только по-французски. Некоторое количество алжирских евреев переселилось в Израиль. До 1870 года в Алжире жило около 140 тысяч евреев (значительная часть которых также была сефардами, а некоторые говорили по-берберски), после 1962 г. оставалось около 10 тысяч, большая часть которых покинула страну после 1990 года.
       Тунисские евреи - к 1948 в Тунисе было 105 тысяч евреев, но к 1967 большинство выехало во Францию и Израиль. В 2004 году оставалось 1,5 тысячи евреев в Тунисе, особенно на острове Джерба, где говорят на берберском языке джерби.
       Ливийские евреи - в начале века около 21 тысячи евреев (города Триполи, Бенгази), которые потом выехали в Италию, Израиль (30 тысяч) и США. На 2002 год в Ливии оставалась одна еврейская женщина. Диалект относится к оседлому наречию, в отличия от остального населения Ливии, которое говорит на бедуинских диалектах.
       Египетские евреи. Евреи проживают в Египте с эллинистических времён, когда они составляли значительную часть населения Александрии. Впоследствии к ним присоединились вавилонские евреи (после арабского завоевания), евреи из Палестины (после прихода крестоносцев); сефарды (в XIV-XV веках), итальянские евреи, занимавшиеся торговлей (в XVIII—XIX веках); евреи из Алеппо (в конце XIX-начале XX веков). В начале XX века в Египте было около 100 тысяч евреев. Они говорили на еврейско-египетском диалекте арабского, сефардском, английском, французском языках. В Египте в первой половине XX века существовала многочисленная община евреев - выходцев из России. По данным переписи 1947 г., в Египте жили 65 тыс. евреев (64 % в Каире, 32 % в Александрии). Позже большинство выехало в Израиль (35 тыс.), Бразилию (15 тыс.), Францию (10 тыс.), США (9 тыс.) и Аргентину (9 тыс.). В 2000 г. еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины - очень пожилые люди.
Сирийские евреи (en:Syrian Jews) исторически делятся на две группы: арабоязычные евреи (муста‘раби), жившие в Сирии с давних времён, и сефарды, прибывшие в Сирию после 1492 года по приглашению османского султана. В XVI веке сефарды перешли на арабский, и две общины интегрировались в одну. В начале XX века много сирийских евреев выехало в США, Бразилию, Аргентину, Великобританию и Палестину. К 1920 г., когда Сирия стала подмандатной территорией Франции, значительные еврейские общины сохранились только в Дамаске (около 10 тысяч), Халебе (свыше 6 тысяч) и в городе Камышлы, где жили в основном лахлухи. В 1947 г. численность евреев Сирии составляла 15-16 тысяч человек, из них около 10 тысяч жили в Дамаске, около 5 тысяч - в Халебе, несколько сотен - в Камышлы. К середине 1995 г. в Дамаске оставалось около 300 евреев, в Камышлы - около 90. В начале 2000-х гг. в Сирии оставалось менее 100 евреев, в основном — люди пожилого возраста.
       Ливанские евреи (en:Lebanese Jews) - жили в основном в Бейруте, Сидоне и некоторых других городах, а также в деревнях среди друзов. Ливан был единственной арабской страной, численность еврейского населения которой увеличилась в первые годы после создания государства Израиль (5,2 тысячи в 1948 г., 9 тысяч в 1951 г.). Однако после 1967 г. из Бейрута выехали 2,5 тысячи евреев, и к 1970 г. его община насчитывала около 1,5 тысяч человек. Выезжали в основном во Францию и США, лишь немногие — в Израиль. В 2006 году оставалось около 40 евреев, в основном — в христианской части Бейрута.
       Миста-аравим («арабизированные евреи») - арабоязычные евреи, жившие в Палестине в Средние века и вплоть до начала массовой репатриации евреев в конце XIX века.
       Иракские (вавилонские) евреи - потомки первой еврейской диаспоры, возникшей ещё в VI веке до н. э. Делились на курдистанских евреев севера (лахлухи) и арабоязычных евреев. По переписи 1920 г., еврейское население Ирака насчитывало около 87,5 тыс. человек, из которых 50 тыс. жили в Багдаде, около семи тысяч в Басре, 7,5 тыс. в Мосуле и около пяти тысяч в Эрбиле. В 1948 году в стране жило около 150 тысяч евреев. В марте 1950 г., когда евреям Ирака было разрешено покинуть страну, начался массовый исход евреев, организованный Еврейским агентством и получивший название «Операция Эзра и Нехемия»; между 1948 и 1951 гг. из Ирака выехало около 123 тыс. евреев. В апреле-мае 2003 г. из 34 остававшихся там евреев (все жили в Багдаде) 23 человека репатриировались в Израиль. Большинство выехало в Израиль, часть также в Великобританию и другие страны. Часть иракских евреев (т. н. «багдади») с XVII-XVIII веков обосновались в Индии (в 1948 году - 6 тысяч), в городах Бомбей, Калькутта, Пуна, Сурат.
       Оманские евреи (Omani Jews) — небольшая община, существовавшая в Маскате и Суре в Средние века; были усилены в 1828 году евреями, бежавшими из Ирака после мусульманских погромов. Практически исчезли к 1900 году.
       Йеменские евреи (теймани, от ивр. תֵּימָן‎ Тейман «Йемен»; en:Yemenite Jews) — группа евреев, выделяющаяся среди восточных евреев особенностями религиозных обрядов, произношением древнееврейского, одеждой и многим другим. К 1948 году в Йемене жило около 63 тысяч евреев, в 2001 оставалось около 200, в основном на севере страны в городе Саада, ремесленники и мелкие торговцы.
* Берберские евреи - евреи Магриба, проживавшие на территории современных Марокко, Алжир и Туниса среди берберов и говорившие на еврейско-берберских этнолектах. В настоящее время почти поголовно переселились в Израиль.
* Евреи Ирана, Афганистана и Средней Азии (персидские евреи в широком смысле):
       собственно Персидские евреи - евреи из Ирана, говорящие на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках;
       Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, джугут) - евреи из Узбекистана и Таджикистана, говорящие на еврейском диалекте таджикского языка;
       Афганские евреи - евреи из Афганистана, говорящие на еврейско-персидском языке.


Другие африканские страны :
* Фалаша (эфиопские евреи)
Существует также несколько общин, состоящих из негров, и утверждающих, что они являются потомками евреев.

Индия и Дальний Восток :

* Евреи Индии
       Кочинские евреи (малабарские евреи) - жили в штате Керала (Кочи, Эрнакулам, Северный Паравур, Алува), (в 1948 г. примерно 2,5 тыс. человек), разговорный язык - малаялам.
       Бней-исраэль (маратхские евреи) - жили главным образом в Бомбее и его окрестностях (в 1947 г. около 24 тыс. человек), разговорный язык - маратхи.
       Багдадские евреи - жили в Бомбее, Калькутте, Пуне и Сурате (в 1948 г. около 6 тысяч), разговорные языки - английский и еврейско-арабский диалект Ирака.
       Бней-менаше - представители племён мизо и куки в штатах Манипур и Мизорам (ок. 9 тысяч), которые в 1970-х годах заявили, что они потомки колена Манассиева, и стали практиковать иудаизм.
       Бене-эфраим (евреи-телугу) - небольшая телугу-язычная группа в штате Андхра-Прадеш, обратившаяся в иудаизм в 1981 году.
Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный еврейский язык или хотя бы заметно отличающийся диалект. Еврейским алфавитом ограниченно пользовались лишь багдадские евреи для своего еврейско-арабского диалекта. Ни кочинские евреи, ни бней-исраэль не использовали еврейского письма. Небольшое количество евреев иракского происхождения проживает также в Бирме, Индонезии и Сингапуре.

* Китайские евреи

Раса :
Переднеазиатский тип большой европеоидной расы.  

Социальная организация :
Основу традиционной социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы).
Семья :
Система родства переходная от английского к арабскому типу.

Преобладала малая семья, местами сохранялись пережитки патриархальной большесемейной организации (особенно у восточных групп евреев). С X века евреи перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранилась до середины XX века у евреев некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Брак матри- и неолокальный у ашкеназов, патрилокальный у восточных групп. Бытовал левират (в пережиточной форме). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам евреем считается только рождённый от еврейки.

--------------------------------------------------------------
Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древнееврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до нашей эры) и Давидом (1004-965 до нашей эры) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тысячелетия до нашей эры Танах, или Ветхий Завет Библии.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудeйской) Ассирией и Вавилоном в VIII-VI вв. до нашей эры. Завоеватели разрушили Первый храм и увели бульшую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за Ираном. В конце VI века до нашей эры часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии. В период второго древнееврейского Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164-37 до нашей эры) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений I-II вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль, т. е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 нашей эры оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит древний религиозный и юридический памятник - Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), её служитель - раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), V-XI вв. нашей эры; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала нашей эры до 1492, когда евреи были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центральная Германия, затем Восточная Европа), с X века до первой половины XX века.

В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения евреев Западной Европы с местными народами, отход евреев от ортодоксального иудаизма, языка идиш; распространились смешанные браки. Евреи Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во второй половине XIX века к расширению миграций евреев. Более 2 млн. евреев переселилось в конце XIX - начале XX вв. в Северную Америку; с конца XIX века с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.

В конце XIX - начале XX вв. наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции евреев Европы и Северной Америки наблюдалась также консолидация евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществлённым германским фашизмом, в результате которого погибли 6 млн. евреев. После войны часть еврейского населения европейских, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в США, а также в Палестину, где в 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.

Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.

Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе - местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями - специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.

Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.

Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов - фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п.Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.

Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшпил). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.

Евреи Израиля, израильтяне, йисраэлим (самоназвание), основное население Израиля. Более половины составляют потомки неашкеназских этнических групп - сфардим (сефарды); меньшая часть, но более развитая в экономическом и социальном отношении - потомки ашкеназских иммигрантов. Среди верующих есть группы сектантов: самаритяне (несколько сотен человек) и караиты (караимы, около 12 тыс. человек), выходцы из Египта, Ирака и Турции.

Основа хозяйства - промышленность и сельское хозяйство (злаковое земледелие, садоводство, птицеводство). Семейная жизнь регулируется нормами иудаистского права. Характерны киббуцы - сельскохозяйственные общины, основанные на коллективном производстве и практикующие обобществление имущества.

Сельские поселения часто кольцевой планировки, жилище современной европейской конструкции в субтропическом исполнении.

Элементы складывающейся национальной кухни: пирожки (пита), лебен (особый вид ферментированного молока), блюда из тёртых кунжутных и масличных семян (фалафель, хумус и др.).

Происходит формирование израильской бытовой культуры, вобравшей наследие разных этнических групп и испытывающей арабское и американское влияние.

Евреи России - городские жители (98,4%), в сельской местности евреи преимущественно жители пригородов. Наиболее крупные общины в Москве (174,7 тыс. человек) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. человек). На Дальнем Востоке с 1934 существует Еврейская автономная область с центром в городе Биробиджан (8,9 тыс. евреев). Еврейская традиция (галаха) считает евреем рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество евреев по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского «Закона о возвращении», согласно которому каждый человек, у которого дед или бабка были евреями, имеет право на репатриацию в Израиль (их численность на 100-150% больше, чем переписная).

Подавляющее большинство евреев России относится к группе ашкеназов. До Второй мировой войны сохранялось подразделение на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в западных районах современных Брянской, Смоленской областей и на юге Псковской области; украинские евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; польские евреи; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиционной еврейской культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции.

Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к IV-III вв. до нашей эры. С I века до нашей эры евреи селятся в греческих колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве, и на Таманском полуострове. В раннем средневековье евреи - беженцы из этих районов начинают проникать на территорию южнорусских степей, где в VI-VIII вв. складывается государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В X-XIII вв. в Киевской Руси существовали общины славяноязычных евреев (так называемых кенааним), которые были ассимилированы ашкеназами в XVI-XVII вв. В конце XVIII века в западной части России была введена дискриминационная «черта оседлости», за пределами которой жительство евреев (кроме лиц особых категорий) было запрещено.

С первой половины XIX века с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины евреев мира. Евреи составили четвёртый по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном евреи проживали в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце XIX века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении XX века. Дискриминационная государственная политика в еврейском вопросе, погромы (по разным оценкам, в 1881-1921 они унесли от 100 до 250 тыс. жизней евреев) способствовали массовой эмиграции евреев (с 1881 по 1914 - около 1,7 млн. евреев, из них 85% в США).

После отмены «черты оседлости» (1917) и гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки). Еврейские мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения евреев, в 1920-30-е гг. (до 1938-39) развивались общественная жизнь и культура на идиш (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные, партийные институты и т. д.). Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5000-5200 тыс. евреев, т. е. треть еврейского населения мира. Уничтожение евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.

С конца войны в СССР государственная политика в отношении евреев носила дискриминационный характер, с 1950-х гг. антисемитская пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во второй половине1950-х - начале 1960-х гг. возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во второй половине1960-х, особенно с конца 1980-х годов начинается процесс еврейского национального возрождения. Эмиграционный поток из СССР с 1967 привёл к отъезду около 800 тыс. человек; в 1989-95 выехало 600 тыс. евреев.

В декабре 1989 был создан Ваад, конфедерация еврейских организаций и общин СССР, в 1992 Ваад России, куда вошло около 200 различных еврейских организаций. Возникла сеть образовательных, культурных и религиозных центров, научных учреждений, спортивных, женских, молодёжных объединений, развивается еврейская печать.


Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Diadka (19.01.2013)
Просмотров: 1177 | Теги: сыны израиля, Евреи, judaeus, Израиль, жиды, иудеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz