Качины (самоназвание
по-качински : мн. ч. - Jinghpaw; ед. ч. - ...;) - основная территория расселения
штаты Качин (Jingphaw Mungdaw) и Шан (Shan Mungdaw) в составе Республики Союза Мьянмы (Pidaunzu Munghpawm Myen ga). 132 143 качина (2000) живёт также на юго-западе Китая в провинции Юньнань, небольшие группы - на северо-востоке Индии, в Таиланде и Лаосе. Входят в 56 официально признанных народов Китая.
Общая численность - ~ 2 000 000
чел. Мьянма - ~ 1 500 000 Китай - 132 143 (2000) провинция Юньнань : 132 143 (2000) Дэхун-Дай-Качинский автономный округ : 124 822 (2000) - 11,53%
Македония - 00 000 Греция - 00 000 Италия - 00 000
|
|
Джингпо, чжингпхо (самоназвание). Названия у соседей - качин (мьянманское, «дикие горцы»), цзинпо (китайское), акха (тайское), хкахку (лаосское), синпо (хинди).
Эндоэтнонимы : По-английски - «Jingpho people / Kachin people»; по-китайски - «景颇族»; по-вьетнамски - «Người Kachin»;
по-тибетски - «ཅིང་ཕོ་མི།»; по-французски - «Jingpho / Kachin»; по-испански - «Jingpo»; Язык : Качинский (цзинпо) (...) > Лу-качинская ветвь > Цзинпо-коньяк-бодо > Тибето-бирманская подсемья > Сино-тибетская семья Официальный язык штата Качин в Мьянме. Письменность : Современная письменность на основе латинской графики. В современное время письменность качинского языка является одной из самых простых письменных систем среди тибето-бирманских языков. Алфавит на основе латиницы содержит 23 буквы, диакритические знаки не употребляются. Изначально письменность была создана американскими миссионерами-баптистами в конце 19 века. Среди создателей первую роль отводят Олу Хансону, прибывшему в Бирму в 1890 году, изучившему язык и написавшему первый качинско-английский словарь. В 1965 году алфавит был реформирован. Субэтносы : Качины делятся на ряд этнографических групп. В Китае выделяются группы цзайва чашань (самоназвание - лаци), лансу (самоназвание - ланъэ). Религия : Большинство качинов - язычники, часть верующих - буддисты, есть христиане (баптисты). Раса : Относятся к южноазиатской расе. Социальная организация : Деревни населялись соседской общиной, состоявшей из родовых сегментов и управлявшейся дува или советом старейшин, включавшим главы семей. Семья : Брак патрилокальный, у дува существовала полигиния. По традиции добрачные половые связи молодёжи разрешаются и даже поощряются, считается предпочтительным жениться на женщине, уже имеющей ребёнка. Распространены выкуп или отработки (от трёх до девяти лет) за невесту, обычай умыкания. --------------------------------------------------------------------
Предки качин вместе с другими тибето-мьянманскими племенами обитали на востоке Тибета. В VIII-IX вв. началось их продвижение на юг. Новая волна миграций XIII-XVII вв. привела к столкновениям с обитавшими здесь тайскими народами. В XVII-XIX вв. племенные вожди качин облагали поборами земледельческое население и торговые караваны. После завоевания Мьянмой независимости (1948) качин получили автономию. Усилились процессы этнической консолидации.
Основное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура - рис, выращиваются также кукуруза, бобовые, сезам, джут, кофе, чай, сахарный тростник, табак, индиго, хлопок, овощи, фрукты). Лес под пашню вырубается ножом (дах). Существуют собирательство, охота и рыболовство. Разводят скот (крупный рогатый скот, лошади, козы), который забивают главным образом для жертвоприношений. Развиты домашнее прядение и ткачество, плетение, кузнечное и ювелирное ремёсла. Многие качин заняты на лесоразработках, государственных плантациях и промышленных предприятиях.
Традиционные поселения обносились частоколом. Сохраняются длинные дома, населяемые большой семьёй (хтингоо), главным образом в среде бывших землевладельцев. Дома строятся из досок или бамбука, с двускатной крышей из пальмовых листьев. Дом имеет алтарь и 3 входа: общий, гостевой (для молодых людей, посещающих взрослых дочерей хозяев дома) и сакральную «дверь духов»; окон в доме нет. Внутри по одну сторону от продольного коридора располагаются помещения для малых семей («групп одного очага»). Дом окружён рабочими верандами и хозяйственными помещениями.
Традиционная мужская одежда - короткая хлопчатобумажная куртка без воротника с узкими рукавами, короткие (до икр) широкие штаны или несшитая одежда типа саронга, кушак и тюрбан; женская - короткая (до талии), обычно чёрная кофта без рукавов, красная юбка типа саронга и тюрбан. Обязательная принадлежность и мужского и женского костюма — квадратная сумка через плечо из домотканой шерсти или сыромятной кожи для бетеля, табака и т. п. Характерны женские нагрудные и наплечные украшения из серебряных бляшек. Обувь обычно не носят. Девушки коротко стригут волосы, замужние женщины отпускают. Распространяется у женщин - мьянманский, у мужчин - шанский костюм.
Пища главным образом растительная - рис, овощи. Из мясной пищи чаще употребляют свинину и курятину.
Традиционные верования - культы духов, предков, в честь которых устраивают ежегодные празднества (манао), сопровождающиеся жертвоприношениями; шаманизм. Развит фольклор (мифы, сказки).
|