Коми-пермяки (самоназвание по-коми-пермяцки : Коми-пермяккез; а также
коми-морт - «коми-человек», коми-отир - «коми-люди»)
- субъектообразующая нация Коми-Пермякского автономного округа
(Коми-Пермяцкöй автономнöй округ) в составе Пермского края (Перем ладор) в Российской Федерации (Роч Федерация), в Красновишерском районе, по реке Язьве - язьвинские коми-пермяки, в Афанасьевском районе Кировской области (Киров лапӧл) - зюздинские коми-пермяки. Oбщая
численность - ~ 130 000 чел., численность в РФ - 125 235 чел.
(2002), численность в Коми-Пермякском автономном округе - 80 327 чел.
(2002).
Российская Федерация - 125 235 (2002)
Пермский край : 103 505 (2002) Коми-Пермяцкий автономный округ : 80 327 (2002) Тюменская область : 3 397 (2002) Ханты-Мансийский автономный округ : 2 704 (2002) Свердловская область : 1 897 (2002) Ростовская область : 1 811 (2002) Республика Коми : 1 118 (2002) Краснодарский край : 1 095 (2002)
Украина - 1 165 (2001) Казахстан - 561 (2009)
|
|
Эндоэтнонимы : Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917
г.) - «Пермичи». По-русски - «Коми-пермяки»; по-коми-зырянски - «Коми-пермякъяс»; по-английски -
«Komi permians»; по-эрзямордовски - «Коми-пермякт»; по-удмуртски -
«Коми-пермякъёс»; по-финнски -
«Komipermjakit»; по-украински -
«Комі-перм'яки»; Коренное население
Прикамья. До 1920-х гг. называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В
настоящее время используется этноним коми-пермяки. Коми-пермяцкий язык
относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи.
Процесс складывания коми-пермяков в единое этническое образование
начался с 5 в. н. э. Предками коми-пермяков считаются племена
родановской археологической культуры 9-15 вв. В 1472 г. территория
расселения коми-пермяков вошла в состав Русского государства. Процесс
консолидации коми-пермяцкого этноса завершился после образования
автономии в 1925 г. По переписи 1897 г. в Перм. губ. проживало 92 641
человек, считающих пермяцкий язык родным. В 2002 г. в Российской
Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в
Пермской области проживало 103 505 человек, в т. ч. в Коми-Пермяцком
автономном округе 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на
Кировской обл. – 351 человек. Общая численность ок. 151 000 чел. Историческая территория коми-пермяцкого этноса - Среднее и Верхнее
Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков -
это 5 районов бывшего Коми-Пермяцкого автономного окр. (Косинский,
Кочёвский, Гайнский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на
северо-западе Пермского края. Язык : Коми-пермяцкий (Коми-пермякöй кыв) > Пермская подгруппа >
Финно-угорская группа > Уральская языковая семья
Имеет три диалекта: * южное - включает кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский диалекты, * северное - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский диалекты, * верхнекамское - верховья Камы на северо-востоке Кировской области. Коми-язьвинский - традиционно рассматриваемый в качестве четвёртого наречия - является отдельным, особым диалектом - промежуточным меж коми-зырянским и коми-пермяцким языками. Письменность : Современная письменность на основе кириллистической графики : Aa Бб Bв Гг Дд Дждж Дздз Ee Ёё Жж Зз Ии İi Йй
Kк Лл Мм Нн Оо Öö Пп Рр Cc Tт ТШтш Уy Фф Xx Цц
Чч Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///K:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Религия : Коми-пермяки приняли православие в 16 в., в Гайнском и Кочёвском р-нах
встречаются старообрядцы. Сохраняются дохристианские представления.
Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим
содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в
определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения
(быкобой в день Флора и Лавра, резали барана в Ильин день, куриц на
Голендуху и т. п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий
четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному
ведению хозяйства весь год. Различными поверьями, запретами, правилами
поведения обставлялись рождение ребёнка, проводы солдата, свадьба и
похороны. До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание
культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности,
представлении о мыже – каре умерших предков. Широко бытуют поверья о
колдунах и знахарях, лесном, домовом, водяном, воздействующих в
определенные ситуации на жизнь человека. В ведении хозяйственных дел
коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы.
Субэтносы : Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп:
северную (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и
Кочёвского р-нов; южную (иньвенскую) на территории Юсьвинского,
Кудымкарского р-нов. Несколько этнических групп проживают в отрыве от основной части этноса:
зюздинская в Афанасьевском р-не Кировской обл.; оханская, отмечавшаяся
до нач. 20 в. в районе верхнего течения р. Обвы и ассимилировавшаяся к
сер. 20 в. Дискуссионным остаётся вопрос о месте коми населения по р. Язьва, в
Красновишерском р-не Перм. обл. Одни исследователи склонны считать их
частью коми-пермяцкого этноса. Другие определяют язьвинских
коми-пермяков как самостоятельную этническую общность.
Раса : Относятся к беломорско-балтийской подрасе большой европеоидной расы с
примесью уральского компонента.
Традиционные
занятия : Традиционные занятия коми-пермяков - земледелие и скотоводство. В сев.
районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер.
20 в. было развито домашнее ткачество, местами – гончарное дело и др.
ремесла и промыслы. В советское время развивалась лесозаготовительная и
обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и
заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек,
ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки.
Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон.
19 в. заменяется уличной. Усадьба коми-пермяков имела различные способы
соединения жилища и хозяйственных построек: часто встречается
двухрядная и однорядная связь, встречаются и другие варианты. Жилая
часть состояла из двух (изба, сени) или трёх частей (изба - керку, сени -
посoдз, клеть - чом, заменявшаяся второй жилой избой). Продолжением
двора были амбар и ледник - погрoб. Подальше от жилья и ближе к водному
источнику строились бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось
подполье, служившее местом хранения продуктов. Интерьер избы северорусского варианта. Печь находится в углу от входа,
устьем к передней стене, передний угол расположен напротив входа по
диагонали от печи. Вход в подполье находился рядом с входом в избу у
печи, в поздних вариантах переносится за печь.
Традиционный женский костюм состоял из рубахи-становины, сарафана
(дубасы, сушины, ситцевые сарафаны), передника - запона, поясов - йы,
покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Известно несколько
головных уборов для замужних женщин. На юге преобладала шамшура, до сер.
20 века надевали косинки; на севере кокошник, который в сер. 20 в. был
заменен моршнем. Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны широкого покроя,
пояса – тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся
одежда изготавливалась из самотканого холста, только на праздники и в
более позднее время (2-я пол. 20 в.) надевали одежду, сшитую из покупной
ткани. Верхняя суконная и холщовая одежда - понитки, шабуры. На зиму из
овчины шили шубы и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки,
носки, портянки - нямoт. Из обуви были распространены лапти - нинкoм (на
севере с косым носком, на юге - с прямым), которые поверх лыка
оплетались берестой, опушнялись, привязывались к ноге шерстяными белыми,
чёрными или красными повязками (вонь), кожаные коты и бахилы, валенки и
пимы. Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком
языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о
создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др.
Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки
заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, например,
обрядовые, хороводные и лирические песни. Центром национальной
коми-пермяцкой культуры является г. Кудымкар, где сосредоточены основные
культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем
народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.
П. Субботина-Пермяка. Существует национальный Коми-Пермяцкий
драматический театр им. М. Горького. Развивается художественная культура
( В. Н. Оньков, А. В. Мошев) и литература (В. В. Климов, В. Я. Баталов и
др.). В каждом районе существуют небольшие фольклорные коллективы,
широко известен фольклорный ансамбль «Шондiбан». В школах районных
центров давно не преподается коми-пермяцкий язык, но в небольших селах и
деревнях обучение родному языку продолжается. В целом для
коми-пермяцкого этноса характерны двойственные явления – утрата языка и в
какой-то степени самосознания некоторых представителей народа и
возрождение интереса к нар. традициям, фольклору.
1 декабря 2005 был ликвидирован Коми-Пермяцкий национальный округ.
Динамика численности коми-пермяков в Пермской области (Коми-Пермяцким автономным округом) / Пермском крае :
| 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | Коми-пермяки: |
|
| 136 385 (4,56 %) |
|
| 123 371 (3,99 %) | 103 505 (3,67 % | 81 084 (3,08 %) |
|