Коми-зыряне
(самоназвание по-коми-зырянски : мн. ч. - Комияс / Коми-войтыр; ед. ч. - Коми-морт;) - субъектообразующая нация Республики
Коми (Коми Республика) в составе Российской Федерации (Рочму
Федерация). Общая численность - ~ 300 000 чел., численность в РФ - 228 235 чел. (2010), численность в Коми (Коми му) -202 348 чел. (2010) - 23,7 %,
проживают также :
Российская Федерация - 228 235 (2010)
Республика Коми : 202 348 (2010) - 23,7 % Архангельская область : 5 745 (2002) Ненецкий автономный округ : 4 510 (2002) Ярославская область : 346 (2002)
Украина - 1 545 (2001)
|
|
Автоэтноним : Название коми происходит от названия реки Кама, таким образом словосочетание коми-морт («коми мужчина, человек») дословно означает «живущий на реке Кама». Гораздо реже употребляються такие формы самоназвания как - коми-йоз и коми-отир - «коми-люди» Эндоэтнонимы : Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917
г.) - «Зыряне». По-русски - «Коми»; по-английски - «Komis»; по-коми-пермяцки - «Коми зыряна»; по-эрзянски -
«Kомить»; по-хантыйски - «Саран»; по-венгерски - «Komik»; по-эстонски - «Komid»; по-финнски - «Komit»; по-удмуртски -
«Комиёс»;
по-литовски - «Komiai»; по-немецки - «Komi»; по-украински - «Комі»; Субэтносы : В среде коми-зырян (учитывая историю их длительных миграций и затем расселения на значительной территории) выделяют ряд субэтнических групп: удорцы на Вашке и Верхней Мезени (коми
удораса), вымцы (коми емватас) на Выми, нижневычегодцы (коми эжватас),
сысоличи (коми сыктылса) по Сысоле, лузцы на Лузе и Летке (коми лузсаяс), позднее -
в XVII-XVIII веках формируются северо-западные группы: верхнепечорцы
(коми печераса) на Верхней Печоре и ижемцы (коми изьватас) на Ижме. Коми
самоназвания этих групп происходят от названий соответствующих рек и
собирательных суффиксов -tas, -sa. Примерно к XVI же веку сложились и две обособленные
группы коми : зюздинцы, живущие на Верхней Каме в Афанасьевском
районе Кировской области (несколько тысяч человек), антропологически близкие к зырянцам но говорящие на
верхнекамском диалекте коми-пермяцкого языка и сегодня в значительной
мере обрусевшие, и язьвинцы, живущие отдельно от основного коми массива
по р. Язьве в Красновишерском районе на северо-востоке Пермской области
(не более 4000 человек). Коми-язьвинцы говорят на совершенно особом диалекте - промежуточным меж коми-зырянским и коми-пермяцким языками. По вероисповеданию
язьвинцы являются старообрядцами.
Язык : Коми-зырянский (Коми кыв) > Пермская подгруппа >
Финно-угорская группа > Уральская языковая семья Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты. Литературный язык коми основан на присыктывкарском диалекте. Одной из черт, различающихся по диалектам, является согласная на месте исторического конечнослогового [-l]. На основе этого критерия выделяются: * эловые диалекты - [l] сохраняется во всех позициях: кылыс «его язык», кыл «язык». Это среднесысольский, верхнесысольский, лузско-летский, печорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта. * вэ-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в [v]: кылыс, кыв. Это присыктывкарский (и основанная на нём литературная норма), нижневычегодский, удорский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта. * нуль-эловые диалекты - [l] в конце слога переходит в удваивающуюся гласную (предшествующую [l] в слоге) или вовсе исчезает (через ступень [v]): кылыс, кыы или кы. Это вымский, ижемский диалекты и часть говоров верхневычегодского диалекта. Письменность : В дохристианскую эпоху коми использовали рунические родовые знаки - пасы, вырезавшиеся на деревянных охотничьих календарях и прялках. Попытки создания коми письменности на основе пасов, кириллицы и греческого алфавита православным миссионером Стефаном Пермским относятся к 14 в. Древнейшая сохранившаяся надпись на коми-зырянском языке, сделанная древнепермским письмом, находится на иконе «Зырянская Троица» XIV века, согласно преданию, написанной самим Стефаном. Древняя коми азбука - анбур - просуществовала до 17 в., затем получила в пределах Московской Руси значение тайнописи. C 17 в. используется письменность на кириллической основе (в 1930-1936 годах писали латиницей). В 1918-1930 и 1936-1938 использовался алфавит Молодцова: Аа Бб Вв Гг Ԁԁ Ԃԃ Ее Жж Җҗ Ԅԅ Ԇԇ Іі Јј Кк Лл Ԉԉ Мм Нн Ԋԋ Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Ԍԍ Тт Ԏԏ Уу Чч Шш Щщ Ыы Современный алфавит, введённый в 1938 г., состоит из 35 букв на основе русского: Aa Бб Bв Гг Дд Дждж Дздз Ee Ёё Жж Зз Ии İi Йй
Kк
Лл Мм Нн Оо Öö Пп Рр Cc Tт ТШтш Уy Фф Xx Цц
Чч
Шш Щщ ъ Ыы ь Ээ Юю Яя Религия : Обращение в лоно православной церкви, образование Усть-Вымской епархии
(в конце XVI века упразднена, а её территория подчинена Вологодской
епархии - возможно, с этим актом связано прекращение письменной
древнепермской традиции и забвение стефановской азбуки), создание письма
и культового языка способствовали консолидации коми народа и его
органичному врастанию в экономическую, социально-политическую и духовную
жизнь складывающегося Российского государства. Таким образом, видимо, к концу XV - началу XVI века подавляющее
большинство коми было крещено и прочно включено в состав Российского
государства. Это, безусловно, отразилось на традиционной духовной
культуре коми, для которой характерно существование своеобразной и очень
устойчивой народно-христианской традиции, весьма близкой
севернорусской, а также - на традиционной материальной культуре, начиная
с жилища и поселения и кончая декоративно-прикладным искусством, и в
языке, изобилующем разновременными русскими заимствованиями. В XVII
веке коми, как и всё население Русского Севера, оказались вовлечены в
церковный раскол, и с этого времени среди них распространено
старообрядчество (среди удорцев и на Печоре, в основном - поморское
согласие). Раса : Относятся к ильменскому и беломорскому типам беломорско-балтийской
подрасы большой европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян: Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.
Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов. Однако, у зырян были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральского типа у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами, хантами и манси. Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пермяков.
ДНК : Было произведено 3 исследования Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I. Таким образом, полноценных исследований было 2. Вот их результаты:
* Komi Tambets 2004[18] Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10 * Komi Rootsi 2004 Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105 * Komi Izhemski KOI Malyarchuk 2009 Total 54 N1b 17 % 9 большинство гаплотипов выглядят как N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1 * Komi Priluzski KOP Malyarchuk 2009 Total 49 N1b 14 % 7 большинство гаплотипов выглядят как N1b-A1 N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3
Также, было произведено исследование коми-зырян, веками проживающих на территории ЯНАО. Однако следует отметить, что размер выборки достаточно скромен - всего 28 человек. Результаты: Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007 Total 28 N1b 35,7 % 10 некоторые гаплотипы выглядят как N1b-E N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4 Следует отметить, что результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий. Семья : Семья малая. ----------------------------------------------------------------------
Коми формировались
на основе северных пермских племён, создателей сложившейся на базе
ананьинской культуры гляденовской общности,
распространившейся в III веке до н.э. - IV веке н.э. на верхней Каме и
верхней Вычегде, и вырастающих из неё археологических культур:
ломоватовской и сменяющей её в IX веке родановской в Верхнем Прикамье - и
ванвиздинской и (с IX века) вымской в бассейне Вычегды. Разделение
археологических культур, оставленных предками коми между бассейнами
верхней Камы и Вычегды, согласуется с тем, что под общим самоназванием
коми ныне существуют два народа: коми-зыряне, живущие в основном на
территории Республики Коми (изначально - бассейн Вычегды), и
коми-пермяки, живущие в основном на территории Коми-Пермяцкого
национального округа в Пермской области (Верхнее Прикамье). По-видимому,
впервые на страницы письменных источников коми попадают под вторым из
этих имён: в русских летописях при описании событий X века уже
встречается топоним Перемь / Перьмь. Первоначально территория,
обозначаемая этим словом, локализовалась, видимо, где-то в районе Белого
моря: ещё в XIV веке какая-то область на западном берегу Белого моря
называлась в новгородских документах Колоперемь / Голопьрьмь. Такая
первоначальная локализация Перми может рассматриваться как
дополнительный аргумент в пользу старой гипотезы о связи этого названия с
Bjarmaland - Биармией скандинавских саг и о возведении обоих слов к
прибалтийско-финскому *perämä, букв. «задняя земля». Естественно,
поскольку по данным топонимики, археологии и исторических источников ни
коми, ни какие-либо пермяне вообще никогда не жили западнее рек Юга,
Пинеги и Северной Двины в её верхнем течении, население беломорской
«Перми», равно как и Биармии, следует считать прибалтийско-финским -
очевидно, именно из языка этих периферийных прибалтийско-финских групп
проникали в коми-зырянские диалекты (в особенности - в западные, прежде
всего - в удорский) имеющиеся там прибалтийско-финские заимствования.
Влияние на предков
коми сложившегося к началу X века на Средней Волге государства волжских
булгар не было столь значительным, как на их южных родичей по языку,
удмуртов, на сегодняшний день в коми языках обнаружено не более трёх
десятков булгарских (древнечувашских) заимствований. Влияние сменившего
булгарский язык в Среднем Поволжье в XIV-XV веках татарского языка коми
диалектов непосредственно, по-видимому, не коснулось. Это связано не
только с отдалённостью земель коми от поволжских центров, но и - в
большей степени - с тем, что уже с XI-XII веков начинаются контакты
предков коми с восточными славянами, в первую очередь с новгородцами, и
древнерусский, а затем и русский язык начинают играть на севере
пермского ареала ту роль, которую играли тюркские языки на юге.
Очевидно, с доминированием различных в языковом, этнокультурном,
политическом и конфессиональном отношении внешних воздействий связано
окончательное обособление северно-пермских (докоми) диалектов от
южнопермских (доудмуртских).
Видимо, уже в XII
веке группы коми, обитавшие по Югу, Северной Двине, Пинеге, Выми,
средней и нижней Вычегде (Пермь Вычегодская), Лузе (Лузская Пермца),
находились в зависимости от Новгорода, а по крайней мере с 1178 года
(основание Всеволодом Большое Гнездо крепости Гледень возле нынешнего г.
Устюга Великого) попадают под власть владимирских князей. В конце XIV века
эти земли, вместе с Новгородом были завоёваны князьями московскими. Следует полагать, что со
стремлением Москвы окончательно закрепиться на северо-востоке была
связана миссионерская деятельность cв. Стефана Пермского (приехал из
Великого Устюга в Пырос, ныне - г. Котлас в 1379 году, умер в 1396 г.),
крестившего коми, живших по Вычегде, Сысоле и Выми. Особой заслугой св.
Стефана является создание коми азбуки (анбур) на основе славянского и
греческого письма, и работа по переводу богослужебных книг и созданию
соответствующей терминологии для коми языка, благодаря чему мы
располагаем сегодня письменными памятниками коми языка XV-XVII веков
(древнепермский язык).
В житии св.
Стефана, написанном сразу после его смерти священником Епифанием
Премудрым, содержится первое упоминание этнонима зыряне - в форме
сырняне (искажённое сырияне), среди прочих групп населения Пермской
земли (это понятие здесь включало в себя земли по Вычегде, Вятке и
верхней Каме).
Христианизация
коми продолжалась параллельно с закреплением власти Москвы на их землях
при преемниках Св. Стефана Пермского. Так, епископ Иона в 1462 году
крестил Великую Пермь - предков нынешних коми-пермяков. В 1472 году
русский князь Фёдор Пёстрый захватил Чердынь и другие верхнекамские
городки, и Пермское княжество, в числе верхушки которого
имелись не только русские, но и (если не в основном) коми-пермяцкие
«бояре», находилось в вассальной зависимости от московского царя до 1505
г., когда сепаратистские попытки пермских князей были пресечены
московским войском, и территория Перми Великой перешла под управление
назначемого из Москвы воеводы.
Одновременно с
установлением московской власти на коми землях в течение XII-XVI веков
происходили изменения в расселении коми: постепенно ассимилировались
русскими западные группы, жившие по рр. Югу и Северной Двине. С другой
стороны, происходило расселение коми на север (по рр. Вашке, Мезени,
Пинеге - последние довольно быстро обрусели), позднее (XVI-XVIII века) -
на восток (вверх по Вычегде) и северо-восток (на Ижму и верхнюю
Печору). Так к XVI веку складывается большинство сегодняшних
территориальных групп коми-зырян: удорцы на Вашке и Верхней Мезени (коми
удораса), вымцы (коми емватас) на Выми, нижневычегодцы (эжватас),
сысоличи (сыктылса) по Сысоле, лузцы на Лузе и Летке (лузсаяс), позднее -
в XVII-XVIII веках формируются северо-западные группы: верхнепечорцы
(печераса) на Верхней Печоре и ижемцы (изьватас) на Ижме. Коми
самоназвания этих групп происходят от названий соответствующих рек и
собирательных суффиксов -tas, -sa. Граница между зырянами и пермяками в
этот период ещё не совпадала с нынешней, и сами эти названия служили ещё
не в качестве этнонимов, а скорее для обозначения территориальных
групп: пермяками назывались коми, жившие на Верхней Каме (территория
Перми Великой) или соседних (южных для коми) территориях, или
относительно поздние выходцы с тех земель. Так, например, летские коми,
говорящие на лузско-летском коми-зырянском диалекте, местами практически
по сей день называют себя пермяками, а лузские коми называли себя так
ещё в XIX веке. Уже с XV века коми
выступают вместе с русскими в борьбе против военных походов манси на
Пермь Великую и Вычегду (см. раздел о манси), а с XVI века коми
становятся активными участниками русской миграции на восток - на Урал и в
Сибирь. По данным переписей в XVII веке до трети мужского населения из
отдельных коми регионов (в особенности - с Выми) уходило в Сибирь. В
Сибирских летописях сообщается, например, что проводниками Ермака во
время его сибирских походах были зыряне, судя по русским документам, эта
функция сохранялась за ними и в дальнейшем. Значительное число
сибирских топонимов, образованных от основы зырян- и от коми формантов
(типа Обдорск - ср. коми дор «край, берег») возникли именно в этот
период. Видимо, уже с XVI-XVII веков, в связи с экспансией коми в Сибири
начинается проникновение многочисленных заимствований из коми языка в
обско-угорские, каковых сегодня выявлено более трёх сотен в хантыйском и
столько же в мансийском языке, и которые отражают многочисленные реалии
восточноевропейской материальной и духовной культуры, принесённые коми в
Сибирь. Непосредственные контакты хантов и манси с сибирскими коми
продолжаются до сих пор.
По-видимому, ещё в середине - второй половине XVII века северные группы
коми, проникшие на р. Ижму, заимствовали у европейских
(большеземельских) ненцев оленеводство, что в конечном счёте привело в
XIX веку к сложению у коми-ижемцев крупнотабунного оленеводства и (при
том, что пастухами нередко были ненцы) специфической «смешанной»
коми-ненецкой культуры и широкому расселению их по Большеземельской
тундре, проникновению на север Западной Сибири и даже на Кольский
полуостров (с 1887 г.).
По переписи 1897
г. в России проживало 153 тыс. коми-зырян (из них вне исторической
территории коми - около 24 тыс.) и 98 тыс. коми-пермяков (в основном в
Верхем Прикамье). После 1917 года коми народ получил автономию: в
1921 году была создана автономная область Коми (зырян), преобразованная в
1936 г. в автономную республику (ныне - Республика Коми), стремление
коми-пермяков объединиться в одном национально-государственном
образовании с коми-зырянами осталось было отвергнуто советской властью, для них в 1925
году был создан Коми-пермяцкий национальный округ в составе Пермской
области.
В 1926 году в СССР
было зарегистрировано 226 тыс. коми-зырян и 134 тыс. коми-пермяков, в
1959 - 287 тыс. коми-зырян (из них 245 тыс. - на территории Республики
Коми) и 144 тыс. коми-пермяков (из них 127 тыс. - на территории
национального округа), в 1979 году соответствующие цифры составили 327
тыс. (281 тыс.) и 151 тыс. (106 тыс.). По переписи 1989 года на
территории России проживало 336,3 тыс. коми-зырян (из них - 291 тыс. в
Республике Коми, что составляло около четверти населения республики),
из которых 238,8 тыс. считали родным коми-зырянский язык, - и 147,2 тыс.
коми-пермяков (95 тыс. на территории национального округа - около 63%
населения округа), из которых родным коми-пермяцкий язык считали 104,7
тыс. человек. 1 декабря 2005 был ликвидирован Коми-Пермяцкий национальный округ.
Динамика численности коми-зырянцев в Коми АССР / Коми Республике :
| 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | Коми : | 191 245 (92,2 %) | 231 301 (72,5 %) | 245 074 (30,4 %) | 276 178 (28,6 %) | 280 798 (25,3 %) | 291 542 (23,3 %) | 256 464 (25,2 %) | 202 348 (23,7 %) |
* 26 мая 1992 - Коми ССР преобразована в Республику Коми; * 17 февраля 1994 - принята Конституция Республики Коми; * 8 мая 1994 - первые выборы Главы Республики Коми; * 6 июня 1994 - утверждена государственная символика Республики Коми - герб, флаг и гимн.
Известные коми-зыряне: * Распутин, Григорий Ефимович * Дьяконов, Николай Михайлович - известный драматург и поэт, автор «Свадьбы с приданым». * Жаков, Каллистрат Фалалеевич - философ, лингвист, этнограф, писатель; «зырянский Леонардо да Винчи». * Зырянов, Константин Георгиевич - футболист, полузащитник петербургского «Зенита» и сборной России. * Игушев, Евгений Александрович - учёный-филолог, прозаик. * Сметанина, Раиса Петровна - лыжница, чемпион мира и Олимпийских игр. * Сорокин, Питирим Александрович - известный социолог и культуролог.
Певцы : * Логинова, Лидия Петровна - исполнитель коми народных песен. * Пыстина, Виктория Владимировна - исполнитель коми народных песен.
Писатели и поэты : * Габова, Елена Васильевна - детская писательница. * Игнатов, Михаил Иванович - писатель. * Истомина, Анна Юрьевна - коми поэтесса и писатель. * Куратов, Иван Алексеевич - основоположник коми литературы, лингвист, переводчик, поэт. * Лебедев, Михаил Николаевич - писатель и поэт. * Рочев, Яков Митрофанович - писатель. * Савин, Виктор Алексеевич - видный коми писатель, композитор, театральный и общественный деятель. * Тимин, Виктор Васильевич - писатель. * Тимушев, Эдуард Алексеевич - писатель, поэт. * Фролов, Николай Адрианович - поэт, математик. * Чисталёв, Вениамин Тимофеевич - коми писатель и общественный деятель. * Юхнин, Василий Васильевич - коми писатель * Юшков, Геннадий Анатольевич - коми писатель.
Деятели театра и кино : * Екишев, Юрий Анатольевич - драматург.
Художники и скульпторы: * Козлов, Энгельс Васильевич - Народный художник России, Народный художник Республики Коми, академик Петровской академии наук и искусств. * Мозымов, Николай - живописец. * Налимов, Семён Иванович - исследователь, мастер изготовления русских народных инструментов. * Размыслов, Юрий - первый художник-абстракционист среди коми.
Военные : * Дубровский, Дмитрий Георгиевич (Сивков) - генерал-лейтенант, военком. * Забоев, Василий Андреевич - Полный Кавалер ордена Славы. * Лобанов, Виктор Иванович - разведчик, Герой Советского Союза. * Тимушев, Георгий Фёдорович - лейтенант, Герой Советского Союза. * Титов, Николай Михайлович - советский разведчик. * Хатанзейский, Андрей Гурьевич - сержант, Герой Советского Союза. * Чупров, Александр Ефимович - Герой Советского Союза.
Политики : * Батиев, Дмитрий Александрович - государственный деятель, восстановитель коми государственности. * Марков, Валерий Петрович - вице-спикер Госсовета Республики Коми, депутат Госдумы России. * Худяев, Вячеслав Иванович - председатель Совета Министров Коми АССР (1987—1990).
Спорт : * Бажуков, Николай Серафимович - лыжник, олимпийский чемпион. * Рочев, Василий Васильевич - лыжник, чемпион мира. * Рочев, Василий Павлович - Олимпийский чемпион. * Сметанина, Раиса Петровна - Олимпийский чемпион.
Наука : * Воронихин, Николай Алексеевич - доктор медицины. * Воронихин, Николай Николаевич - ботаник-миколог, фитопатолог и альголог. * Жаков, Каллистрат Фалалеевич - философ, лингвист, этнограф, писатель; «зырянский Леонардо да Винчи». * Игнатов, Михаил Дмитриевич - председатель коми генеалогического общества «Ордпу». * Канев, Виталий Сергеевич - программист, разработчик CMS-систем и систем Искусственного интеллекта. * Кривощёков, Иван Яковлевич - этнограф, географ и краевед. * Кривощёкова-Гантман, Антонида Семёновна - лингвист и филолог. * Лыткин, Василий Ильич - лингвист, финно-угровед с мировым именем. * Латкин, Василий Николаевич (мл) - историк права. * Молодцов, Василий Александрович - лингвист, создатель одного из коми алфавитов. * Налимов, Василий Васильевич - математик, основоположник метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента и наукометрии. * Налимов, Василий Петрович - этнограф. * Рогов, Николай Абрамович - этнограф и филолог, автор первого словаря коми-пермяцкого языка. * Старовский, Владимир Никонович - советский экономист-статистик. * Тонков, Владимир Николаевич - анатом, академик АМН СССР, основатель советской анатомической школы. * Тудвасева, Зинаида Константиновна - филолог, педагог, методист. * Чазов, Евгений Иванович - кардиолог, министр здравоохранения СССР, академик РАН. * Игушев, Евгений Александрович - учёный-филолог, прозаик.
Смешанное происхождение : по отцу: * Торлопов, Владимир Александрович - Глава Республики Коми (2002—2009).
по матери : * Гайзер, Вячеслав Михайлович - Глава Республики Коми * Сорокин, Питирим Александрович - русско-американский социолог и культуролог. * Стефан Пермский - просветитель зырян, первый пермский епископ.
|