Мокшане
(самоназвание по-мокшански : мн. ч. - Мокшет; ед. ч. - Мокша;) - одна из субъектообразующих наций Республики Мордовия (Мордовия Республикась) в составе Российской Федерации (Рузмасторонь
Федерацие).
Около трети мокшан проживает - в Мордовии, остальные в сопредельных областях - Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Крупная община существуют в г. Москве (Моску). Численность мокши определить сложно т.к. переписи не всегда фиксируют различия т.н. «мордвы», например, по данным переписи
населения РФ 2002 года - 843 350 человек назвали себя мордвой, в том
числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 соответственно. В самой Мордовии - 283 861 чел. назвали себя мордвой, в том числе 47 406
и и 78 963 - соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые
данные были получены вследствие того, что многие представители старшего
поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе
национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать
только именование «мордвин». Также одной из причин называют ошибки в
переписи 2002 года. Во внимание следует принимать оторванность многих
общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, а так же
масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят
своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их
предки происходили из Мордовии. Это подтверждают данные микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 %
мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % - эрзёй и лишь 3 %
сказали, что они - мордва. В соседней Пензенской области из всей
мордвы собственно мордвы - 69 %, а остальные 31 % - мокша или эрзя; на
всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы
оказалось 99,8 %. Историческая территория проживания мокшан - земли к югу и юго-востоку от Москвы: помимо современной Мордовии, это, прежде всего, Рязанская, Тамбовская и Пензенская области, а также восточная часть Тульской области и южные районы Подмосковья (Серпуховский, Серебряно-Прудский, Зарайский).
Автоэтноним : Этнонимы мокша и
эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана»,
«мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и
А. Костяева за 1624-1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё
позднее, с XIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали
эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие
народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами никогда не
называли их общим этнонимом.
Эндоэтнонимы : По-эрзянски - «Мокшот»; по-фински - «Mokšat»; по-украински - «Мокшанці»; по-немецки - «Mokscha»; «Советская
этнография утверждает, что эрзяне и мокшане — это субэтносы мордвы. Но
учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни
эрзяне мордвой себя не называют — само слово отстутствует в словарях
этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное —
отсутствует само понятие „мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют
два разных языка, при чём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва" — не
понимают друг друга.» «В современных мордовских языках слово
„мордва" как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что
этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в
XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в
Поволжье, заметил, что мордвины: „<...> называются сами по
поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами.
Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между
ними самими не употребительно"» На ошибочность употребления одного
этнонима по отношению к двум разым народностям указывали так же академик
А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских
поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам
брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею
породою»
Первоначально
этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём
«Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:
К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей,
именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у
них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая
часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою
до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев,
надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…
Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют
Мердинис, и они — Сарацины
Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» так же отделяет мокшан («moxel») от
мордвы (эрзян) :
К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут
какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но
более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый
моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без
закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая
часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь
тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают
поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от
тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он
первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени,
сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к
востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но
они — сарацины, живущие по законам Магомета.
То же в конце
XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:
С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются
все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно
черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах.
Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и
всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и
чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же,
как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную
зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как
помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах,
как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и
искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую
тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных
к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и
такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев.
Как известно
Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием.
Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:
вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и
скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди,
а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии… Там же:
…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они
же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне
города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В
то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву
и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говориться в
сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».
Энциклопедия Кирилла и Мефодия так же называет предводителя эрзянского
войска Пургаса мордовским князем:
…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на
Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили
главного союзника булгар - мордовского князя Пургаса.
В работе Пашуто В. Т. так же мокшане и мордва упомянуты как разные
народы:
Бату был бы и рад закончить поход, но ему не дали этого сделать: Великий
хан Угедэй требовал продолжения завоеваний, да и соратники джехангира
не желали целиком уступать ему славу полководца, хотели проявить себя в
будущих кампаниях. В течение 1239 г. Бату позволил некоторым своим
родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное
Рязанское княжество, на Переяславль-Южный. Но откладывать большой поход
он больше не мог, и в конце лета 1240 г. вторгся в Южную Русь.
Собственно, Русь ему покорять было ни к чему, но через неё лежал путь в
Венгрию, куда бежал половецкий хан Котян, с которым у монголов были
давние счёты — ещё со времен войны Чингис-хана с Хорезмом.
Из выступления
директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на
Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:
<...>достоверно известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома
образовались после распада городецкой культуры и являются родственными
племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не
просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10
веков, но и способствовала его образованию. О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского
университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов,
занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:
Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, одако
они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари
упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно
отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет
мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев.
В июле 1928 на
заседании Совета Народных Комиссаров по вопросу создания
Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ
Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не
на слуху, а «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и
Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа
в составе Средне-Волжской области и был утвержден список районов этого
округа, состоявший из 23 новых единиц. Таким образом недоразумение с
этнонимами «эрзяне», «мокшане» и «мордва» было окончательно узаконено.
Несмотря на ряд мероприятий по переименованию республики в 1990-е оно
вновь было отложено. Проблема с экзоэтнонимом, относящимся
одновременно к двум разным народами привела к многочисленным
несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в
XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но
последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то
вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас
пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит
Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с
экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пуреш
являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы
продолжалась непримиримая война. В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных
народов и одного названия для двух разных языков приводило к
множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в
дореволюционной России так впоследствии и в советское время
использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия
языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва»,
«мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки.
Язык : Мокша-мордовский
язык (Мокшень кяль) > Волжско-финнская подгруппа >
Финно-угорская группа > Уральская языковая семья В мокшанском языке
выделяются диалекты: центральный (в басейне верхней Мокши и р. Иссы),
юго-западный (р-ны верхнего и ср. течения Вада и Виндрея),
северно-западный или западный (р-н нижнего Вада и Виндрея). Письменность : Современная
письменность на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн
Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ
Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя Религия : Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной дохристианской системы верований (мокшень кой). Субэтносы : Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи (мокш. Каратайхть, самоназв. Мукшы), проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка. Окружающие их татары относят их к мокшанам, называя их мукша, мукшылар (производные от «мокша»), сами себя они также считают мокшей, двуязычие сохранялось у них вплоть до XVII. В наши дни в культурном отношении каратаи все более сближаются с русскими, подвергаясь русификации. Раса : Антропологический состав мокшан сформировался в результате смешения различных типов, в основном, европеидной расы. А именно: беломорского типа, понтийского и восточно-балтийского. Присутствует небольшая монголоидная примесь. Семья : До начала XX века наряду с малой индивидуальной семьёй существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. -------------------------------------------------------- Древняя история : Андрофаги, которых отождествляют с племенами Городецкой культуры, в частности с предками мокшан, впервые упоминаются у Геродота. Он же описывает скифо-персидскую войну 516-512 г. до н. э., которая затронула всё население Поволжья того времени. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако вследствие своей малочисленности не смогли далеко распространить свою власть. В I-II тысячелетиях н. э. анты, славяне и мордва были самыми мощными и многочисленными народами Восточной Европы. В конце IV в. н. э. значительная часть мокшан присоединилась к гуннскому союзу, они участвовали в разгроме Остготского королевства в 377 г. н. э., а затем достигли Паннонии. Снаряжение боевого коня у мокшан, в частности удила и псалии совпадают с ранними образцами конского снаряжения гуннской эпохи, их аналоги найдены также в памятниках Восточной Европы и Кавказа. В источниках XIII века мокшане упоминаются среди тогдашнего населения Паннонии и Богемии. Мокшанские княжества Окско-Донского междуречья в этот период находились в союзе с гуннским государством Гунивар. В царствование Аттилы паннонские мокшане были частью его войска в походе на Рим. Археологические данные подтверждают, что границы мокшанских земель не менялись с IV по VIII век н. э. К этому периоду относят время золотого века и правление легендарного Тюштеня, вставшего во главе союза, объединявшего мордовские племена и, вероятно, другие восточно-финские народы. Около 450 года н. э. мокшане формируют союз с аланами в Поволжье, известный впоследствии под именем буртасы.
История средних веков : В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата. В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия. В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь.
Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus majus упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Полоне мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте того же года. По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату. Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезов[32]. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска были перебиты спящими, остальные бежали.
---------------------------------------------------------
![этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура](file:///K:/DOKUMENTY/%D0%9C%D0%9E%D0%87%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98/www.nacio.narod.ru/4/vysh3.gif) Основа традиционного женского костюма мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение трапециевидной формы - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам).
Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (карьхть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к XX веку.
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (жареное мясо с луком - щеням) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.
Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной кухни.
В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. -------------------------------------------- Известные мокшане :
* Тюштень - легендарный культурный герой и полководец, последний царь мокшан, стоявший во главе объединённого мокшанского государства * Селик, национальный герой, основатель Селиксы * Цёфкс, легендарный князь, известный как «Соловей-разбойник» * Пуреш (1190? - 1241), царь, полководец, ради спасения своего народа принял участие в Западном походе * Мокший, (1300-е гг.) киличей Великого князя московского Дмитрия Донского * Нарчатка, (1210? - 1242) мокшанская царица, воительница, героиня войны с монголами * Атямас (? - 1242) - сын царя Пуреша, полководец, участник Западного похода. * Николай Мордвинов, (1754 - 1845) граф, русский адмирал * Митрополит Антоний (Вадковский), (1846 - 1912) епископ Выборгский и Финляндский, представитель Русской Церкви в Англии, доктор богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов * Черапкин, Иосиф Григорьевич, (1884 - 1935) лингвист, учёный, репрессирован в 1935 * Дорофеев, Захар Фёдорович (1890 - 1952), основоположник новой мокшанской литературы, поэт, участник Первой мировой войны * Безбородов, Михаил Ильич, (1907 - 1935) поэт, переводчик * Кижеватов, Андрей Митрофанович (1907 - 1941) - защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно) * Девятаев, Михаил Петрович, военный лётчик, герой Великой Отечественной войны, знаменитый своим побегом из концентрационного лагеря на острове Узедом на угнанном им самолёте * Карасев, Алексей Иванович, (1910 - 1980) — писатель * Маресьев, Алексей Петрович (1916 - 2001) — лётчик-ас, Герой Советского Союза, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» * Виард, Василий Иванович (1907 - 1971), писатель, участник войны * Шукшин, Василий Макарович (1929 - 1974), советский актёр, сценарист, писатель * Феоктистов, Александр Павлович, (1928 - 2004) профессор, финно-угровед * Ельмеев, Василий Яковлевич, (1928 - 2010) доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор факультета социологии СПбГУ, специалист в области социальной философии, методологии науки, социологии и экономики науки, внёс весомый вклад в создание политэкономической теории науки * Пудин, Александр Иванович, писатель, драматург, поэт * Маскаев, Олег Александрович, боксёр-профессионал * Кошелева, Нина Васильевна, композитор, Лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича Союза композиторов России * Пинясов, Григорий Ильич, писатель, драматург * Чигодайкин, Иван Васильевич, поэт-фронтовик, писатель, член союза писателей СССР * Меркушкин Николай Иванович, губернатор Самарской области * Чиндяйкин, Николай Дмитриевич, актёр, заслуженный артист РСФСР * Павел Семенович Шиндяйкин, художник, директор Нижегородского художественного училища, заслуженный деятель науки РФ.
|