Удмурты (самоназвание по-удмуртски : мн. ч. - Удмуртъёс; ед. ч. -
Удмурт;) - субъектообразующая нация Удмуртской Республики (Удмурт
Республика) в составе Российской Федерации. Общая численность -
~ 700 000 чел., численность в РФ - 636 906 чел. (2002),
численность в Удмуртии (Удмурт шаер) - 460 584 чел. (2002), проживают
также в Пермском крае (Пермь шаер) - 26 272 удмуртов. Значительная часть из
числа современных удмуртов переселились в Прикамье с территории Удмуртии
и других областей и республик в советское время. Крупные городские
диаспоры удмуртов сложились в гг. Перми, Чайковском, Березниках,
Чернушке. Большое число удмуртов в разные периоды осело в Чайковском,
Большесосновском, Верещагинском р-нах. В 1970-1980-е гг. большая
удмуртская диаспора формируется в Чернушинском районе (в 2002 г. там
проживало 2289 удмуртов).
Российская Федерация - 636 906 (2002)
Удмуртская республика : 460 584 (2002) Пермская область : 26 272 (2002) Кировская область : 17 952 (2002) Свердловская область : 17 903 (2002) Тюменская область : 6 310 (2002) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра : 3 670 (2002) Челябинская область : 3 344 (2002) Красноярский край : 3 250 (2002) Курганская область : 2 291 (2002) Саратовская область : 1 800 (2002) Самарская область : 1 608 (2002) Оренбургская область : 1 416 (2002) Нижегородская область : 828 (2002) Чувашская республика : 453 (2002)
Казахстан - 5 824 (2009)
Украина - 4 712 (2001) |
|
Автоэтноним : Упоминается в источниках 15-16 в. под именем Арские люди или отяки (от
марийского "одо" - удмурт). Самоназвание удмуртов - утморт (укморт, удмурт) - восходит к понятию
«рослый человек».
Эндоэтнонимы : Устаревший русский эндоэтноним (официальный в Российской империи до 1917
г.) - «Вотяки». По-русски - «Удмурты»; по-английски - «Udmurts»; по-татарски -
«Арлар»; по-чувашски - «Вутяксем»; по-башкирски - «Арҙар»; по-коми-пермяцки - «Удмурт отир»; по-коми-зырянски
- «Удмуртъяс»;
по-эрзянски - «Удмуртт»; по-эстонски - «Udmurdlased»; по-голландски - « Oedmoerten»; по-немецки -
«Udmurten»; по-украински - «Удмурти»;
Язык : Удмуртский (Удмурт кыл) > Пермская подгруппа >
Финно-угорская группа > Уральская языковая семья Различаются следующие диалекты : • северный диалект (уйпал вераськон) • южный диалект (лышморпал вераськон) • бесермянский диалект (бесермян вераськон) Также существует множество серединных, промежуточных говоров.
69,6 % удмуртов считает родным свой национальный язык. Распостранены русский и татарский языки.
Письменность : Современная письменность на основе кириллической графики : Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Ӝӝ
Зз Ӟӟ Ии Ӥӥ Йй Кк Лл Мм Нн Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Ӵӵ Шш Щщ ъ
Ы ь Ээ Юю Яя
Религия : Большинство верующих удмуртов - православные, однако некоторые
периферийные группы удмуртов избежали даже формальной христианизации. Значительная часть принявших православие в какой-то степени всё-равно
придерживается традиционных языческих верований, на религиозные
воззрения бессермян и населения пограничных с Татарией и Башкирией
районов оказал влияние ислам. Удмурты Куединского р-на избежали христианизации и сохранили язычество
как основу религиозно-мифологической картины мира. Религиозные
воззрения удмуртов-язычников группировались вокруг семейно-родовых и
аграрных культов. Проживая длительное время в иноконфессиональном
окружении, удмурты испытали влияние со стороны исламских и христианских
традиций.
Субэтносы : Удмуртский этнос состоит из двух крупных этнографических групп -
северных и южных удмуртов. Исследователи выделяют также несколько
локальных групп удмуртов, оторванных от основной части этноса и
проживающих, как правило, за пределами Удмуртской Республики. Бесермяне (Бесерманъёс), говорят на бесермянском диалекте (бесермян вераськон) удмуртского языка близком к южному диалекту. В культуре и языке присутствует исламское влияние, хотя исповедуют православие. Раса : Относятся к субуральскому типу уральской переходной расы.
Социальная
организация : Основная социальная ячейка - соседская община (бускель). Это - несколько
объединений родственных семей. Семья : Малая.
-------------------------------------------------------------
Удмуртский народ
возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и
является автохтонным населением Урало-Поволжья. В языке и культуре
удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также
различных тюркских племён - носителей R- и Z-тюркских языков (у южных
удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).
Южная Удмуртия с
конца I тысячелетия н.э. находилась под властью Булгарии, а позже -
Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в
состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное
вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит
после падения Казани (официальные даты -1557 или 1558 год - приняты в
местной историографии условно).
Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920
году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО, с 1934 -
Удмуртская АССР, с 1991 - Удмуртская Республика).
Традиционные
занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль
играло огородничество. Например, в 1913 г. в общих посевах зерновые
составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс,
гречиха, просо, конопля, лен. Выращивали рабочий скот, коров,
свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы.
Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и
собирательство.
Развиты были ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины,
смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание,
вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские
холсты ценились на рынке). С 18 в. сложились металлургия и
металлообработка.
Типичное поселение
- деревня (гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи
родников, без улиц, кучевой планировкой (до 19 века). Жилище - наземная
бревенчатая постройка, изба (корка), с холодными сенями. Крыша -
двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы
рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне
стали ставить в 20 в. дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или
2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных
удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи
располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам
- скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб,
хлевы, навесы, кладовые.
Североудмуртский
женский костюм включал рубаху (дэрем), с прямыми рукавами, вырезом,
съёмный нагрудник, халат (шортдэрем), опояску. Одежда - белая. У южных
белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же
рубаха, безрукавка (саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь -
узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).
На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк
кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и
покрывалом (айшон). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья,
шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений
вышивка, бисер, бусы, у южных - монеты. Украшения - цепочки (жильы),
серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье
(весь).
Мужской костюм - косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные
шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки.
Верхняя одежда без половых различий - шубы.
В питании удмурты
сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы
(шыд) - разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с
хреном и редькой. Молочные продукты - ряженка, простокваша, творог. Мясо - вяленое, печеное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь)
и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь - хлебное
ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепешки
(зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков
популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха
(мусур), самогон (кумышка).
О развитии
декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не
известно. В 19 веке сложились такие виды народного искусства, как
вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание,
резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте
гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент
- геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, черный, фон -
белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В
19 веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до
сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
Праздники : Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и
некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных
праздников. Основные праздники - Рождество, Крещение, Пасха, Троица,
Петров день, Ильин день. Толсур - день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились
свадьбы. Гырыны потон или акашка - Пасха, начало весенней страды. Гербер
- Петров день. Выль ӝук - приготовление каши и хлеба из нового
урожая. Сӥзьыл юон - окончание уборки урожая. Выль шуд, сӥль
сиён - начало забоя скота. Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и
появление первых проталин (гуждор шыд).
Духовная культура : Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о
животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое
песенное творчество. Эпический жанр не развит.
Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые
простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон),
парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.
Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь),
свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и
др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.
Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для
неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал),
трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество
- Инмар (другие ипостаси - Кылдысин, Куазь, Инву), злой дух, соперник
Инмара - Шайтан, божество домашнего очага, хранитель рода - воршуд. Многочисленны
низшие духи: вумурт, вукузё - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт -
дух леса, тöлпери - дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё - леший, ягпери -
дух бора, кутӥсь - злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма
значительным является влияние христианства (религиозный календарь,
мифологические сюжеты).
Развитым был языческий клир - жрец (вöсясь), резник (парчась), знахарь
(туно). Условно к клиру может быть причислен тöро - уважаемый человек,
присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX в. упоминают
наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).
Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное
значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).
|