НАЦИО Среда, 01.05.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Вепсы - Vepsläižed
Вепсы (самоназвание по-вепски : мн. ч. - Vepsläižed; ед. ч. - Veps';), общая численность - ~ 9 000 чел., численность в Российской Федерации (Venälaine federacii) - 8 240 чел. (2002).
Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области (Leningradan agj) на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского), проживают группами на юге Республики Карелия (Karjalan Tazovaldkund) (юго-западное побережье Онежского озера) - 4 870 вепсов, что составляет более половины от общей численности этого народа. 
Небольшие группы вепсов, переселенцев начала XX века, сохранились в Кемеровской области и Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области. В Кемеровской области перепись 2002 года зафиксировала 83 вепса.
Также 281 вепс был зафиксирован переписью Украины 2001 года (большая часть из них проживает на востоке страны в промышленных городах, большинство ассимилированы русскими).

В 1994 году образована Вепсская национальная волость (Vepsän rahvahaline volost') в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три национальных вепсских сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска.
В настоящее время на территории Республики Карелии находиться три вепсских сельских поселения: Шёлтозерское, Рыборецкое и Шокшинское.
В Бабаевском районе Вологодской области статусом национального вепсского сельского поселения обладает Куйское сельское поселение (деревни Кийно (Kuja), Никонова Гора (Pondala)).
Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.
Ассимиляционные процессы стремительно сокращают численность вепсов - (в 201
0 - 5936; в 2002 г. - 8240; в 1989 - около 12 000; в 1959 - около 16 000).  

Российская Федерация - 8 240 (2002)
     Карелия : 4 870 (2002)
     Архангельская область : 31 (2002)
     Псковская область : 18 (2002)
     Мурманская область : 128 (2002)
     Вологодская область : 426 (2002)
     Ленинградская область : 2 019 (2002)
        г. Санкт-Петербург : 318 (2002)
Украина - 281 (2001)
Эстония - 43 (2000)
Белоруссия - 12 (1999)
Латвия - 9 (2009)

Автоэтноним :
Древнейшее самоназвание «вепся» до XX века почти не фиксируется.

Эндоэтнонимы :
Устаревшие русские эндоэтнонимы (официальные в Российской империи до 1917 г.) - «Чухари» и «Кайваны», имели пренебрежительно-уничижительный оттенок.
По-русски - «Вепсы»;
по-финнски - «Vepsäläiset»; по-эстонски - «Vepslased»; по-коми-зырянски - «Вепсъяс»; по-саамски - «Vepsat»;  по-горно-марийски - «Вепсвлӓ»; по-венгерски - «Vepszék»; по-коми-зырянски - «Вепсъяс»; по-эрзя-мордовски - «Вепссэть»; по-чувашски - «Вепссем»; по-английски - «Vepses»; по-латышски - «Vepši»; по-литовски - «Vepsai»; по-немецки - «Wepsen»; по-голландски - «Wepsen»; по-украински - «Вепси»; по-белорусски - «Вепсы»;   

Язык :
Вепский (Vepsän kel') > Прибалтийско-финнская подгруппа > Финно-угорская группа > Уральская языковая семья
Различаются следующие диалекты :
•  северный (шелтозерский) диалект - юго-западное побережье Онежского озера
•  средний диалект - северо-восток Ленинградской области и Бабаевский р-н Вологодской области
•  южный диалект - Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области
Вепский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».
Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5 % вепсов в Карелии и 69,8 % в Ленинградской области.
Письменность :
Современная письменность на основе латинской графики :
 Aa Ää Bb Cc Čč Dd Ee Ff Gg Hh İi Jj Kk Ll Mm Nn Oo Öö Pp Rr Ss Šš Tt Uu Üü Vv Zz Žž '

Субэтносы :
Выделяются три этнографические группы вепсов :
северные (Änižröunan
vepläižed) (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (Änižjärv) (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость (Vepsän rahvahaline volost') со столицей в селе Шёлтозеро (Šoutjärv')) на границе с Ленинградской областью);; 
средние (Keskvepläižed) (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять (Ojatin), в районе истоков рек Капша (Kapšjogen) и Паша (
Paksjogi); 
южные вепсы (
Suvivepsläižed) (шугозерские и ефимовские) - на южных склонах Вепсовской возвышенности (Vepsän ülüz); 
Религия :
Основная религия - христианство, принято в 1471 г.
Большинство верующих вепсов исповедуют православие.
В XV в. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

Раса :
Относятся к восточно-балтийскому типу атланто-балтийской подрассы большой европеоидной расы.
Семья :
До 1917 сохранялись архаические социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

------------------------------------------------------------------------------------------

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й пол. 1 тыс. н. э., а к концу этого тыс. расселились в юго-восточном Приладожье. 
Курганные могильники 10-13 вв. можно определить как древневепсские.
Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к 6 веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (10 в.), упоминает этноним вису.
Русские летописи с 11 в. называют этот народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.
В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в 12-15 веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, слились с частью карельского этноса - людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.
Миграции вепсов на северо-восток - в Обонежье и Заволочье - привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью, а в скандинавских и англо-саксонских письменных памятниках отдельные такие группы получили название биармии.
Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.
Основная часть вепсов до последней трети 15 в. жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян.
В начале 18 в. северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские - к Лодейнопольской судостроительной верфи.
В 1920-30-е гг. были созданы «вепсские районы» (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х гг. началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.
В 1937 г. этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же был ликвидирован Винницкий национальный район, а в 1957 г. был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 г. шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.
В 1897 г. численность вепсов составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.
С 1950-х гг. в результате пренебрежения интересами малых народов ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.).
Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.
Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми.

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль.
Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й пол. 18 в. развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на рр. Свирь, Нева и др. На р. Оять бытовал гончарный промысел. В сов. время у сев. В. получила развитие пром. разработка декоративного строит. камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.
Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образмая планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; т.н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.
Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.
Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселенном" покойника. 
В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

Вепсский фольклор :
Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса - предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки).
Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания.
Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.
В 1980-е гг. возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.
В 2006 году Национальный ансамбль песни и Танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии».
В 2008 году была создана вепсская фолк-группа «Noid», исполняющая традиционные вепсские песни в современной аранжировке.
Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Ленинградской области.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Diadka (01.01.2013)
Просмотров: 1162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz