НАЦИО Понедельник, 29.04.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
НАЦîОнальности [114]
НАЦîОнальные движения [0]
ИнтерНАЦîОнализм [2]
Антропология [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » НАЦîОнальности

Абхазы - Аҧсуаa
Абхазы (самоназвание по-абхазски : мн. ч. - Аҧсуаa; ед. ч. - Аҧсуа;) - основная территория расселения Республика Абхазия (Аҧсны Автономтә Аҳәынҭқарра) в составе Республики Грузия (Қырҭтәыла Аҳәынҭқарра).
Общая численность -
~ 1 500 000 чел., численность в Грузии - 98 133 чел. (2002), численность в Абхазии (Аҧсны) - 94 606 чел. (18%) (2003), проживают также в Российской Федерации (Урыс Афедерациа) - 11 366 чел. (2002).
После кавказской войны в 1860-х гг. большинство абхазов не смирившись с покорением своей страны русскими переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство.
Потомки абхазов-мухаджиров живут в Турции (Ҭырқәтәыла) абхазские деревни рассеяны по провинциям Болу, Сакарья, Кайсери, Самсун, Сивас, Бурса и др., Сирии (Шьамтәыла), Иордании (Иорданиеи), Ливане.

Грузия - 98 133 (2002)
  Абхазия : 94 606 (2003) - 18%
  г. Тбилиси : 3 512 (2002) - 0,08%
Турция - ~ 39 000 - 50 000
Российская Федерация - 11 366 (2002)
Сирия - ~ 5 000 - 10 000
Германия -  ~ 5 000
Украина - 1 458 (2001)

Автоэтноним :
Самоназвание абхазов - «А
ҧсуаа» происходит от названия племени апсилов, восходит к слову «душа» т. е. - люди имеющие душу.
Впервые апсилы упоминаются в сочинениях Плиния Старшего в I в. н. э. как gens Absilae, а также Флавий Арриан во II в. как Αψιλαι.

Эндоэтнонимы :
По-грузински - «აფხაზები»; по-турецки - «Abhazlar»; по-осетински - «Абхазæгтæ»; по-гречески - «Αβασγοί»; по-арабски - «
أبخاز »; по-русски - «Абхазы»; по-украински - «Абхази»; по-английски - «Abkhazians»; по-польски - «Abchazowie»

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, языки, автономии, национальная,
одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный, ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Язык :
Абхазский (Аҧсуа бызшәа / Aҧсшәа) > Абхазская подгруппа > Абхазско-адыгская группа > Северо-кавказская языковая семья
Различаются следующие диалекты :
 •  Абжуйский диалект - лежит в основе литературного языка, ныне распостранён в Очамчырском районе
 •  Бзыбский диалект - распостранён между рр. Жвара-квара и Псырцха, ныне Гудаутский район
 •  Гумский диалект - носители переселились в Османскую империю, в частности в Аджарию (тогда входившую в Порту), где живут ныне в селении Ангис (часть из них позднее вернулись в Абхазию в сел. Эшера и Анухва
 •  Псхувский диалект - на нём еще говорят в абхазских селах центральной Турции
 •  Цебельдинско-дальский диалект (ср. и верх. теч. р. Кодор) - на нём еще говорят в Турции в абхазских селах в западных провинциях Биледжик, Бурса и Эскишехир
 •  Садзский диалект - был распостранён между реками Сочи и Жвава-квара (северо-запад современной Абхазии и восток Большого Сочи в Краснодарском крае). Все его носители переселились в Турцию, где он сохранился в нескольких селениях
Среди жителей Абхазии распостранён также русский язык, многие владеют грузинским, в Турции - турецким.
Письменность :
Современная письменность с 1954 г. на основе кириллической графики :
Аа Бб Вв Гг Гьгь Ҕҕ Ҕьҕь Дд Дәдә Џџ Џьџь Ее Ҽҽ Ҿҿ Жж Жьжь Жәжә Зз Ҙҙ Ӡӡ ; Ӡәӡә Ӡ'ӡ' Ии Кк Кькь Ққ Қьқь Ҟҟ Ҟьҟь Лл Мм Нн Оо Ҩҩ Пп Ҧҧ Рр Сс Ҫҫ Тт Тәтә Ҭҭ Ҭәҭә Уу Фф Хх Хьхь Х'х' Ҳҳ Ҳәҳә Цц Цәцә Ц'ц' Ҵҵ Ҵәҵә Ҵ'ҵ' Чч Ҷҷ Шш Шьшь Шәшә Ыы
Аналитический на основе латиницы Н.Я. Марра с 1926 г. по 1928 г., на основе латиницы с 1928 г. по 1938 г., с 1938 г. по 1954 г. на основе грузинской графики, с 1954 г. - современная на основе кирилицы.

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, этнос, республика абхазия, грузия, ареспублика, закавказье, абхазское княжество, абхазы, мусульмане, христиане, абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, этнос, национальность, численность, субэтносы, религия, язык, диалекты, письменность, все о твоей национальности, націо, нацио, националь, национальность, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, абхазы, апсуа, абхазия, адыге, сепаратисты, ура

Субэтносы :
С начала XX в. различия между западными (бзыбскими, или гудаутскими) и восточными (абжуйскими, или очамчирскими) субэтническими абхазскими группами постепенно стираются, также существует самурзаканская группа.
Садзы - в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
Цвыджи - компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;
Ахчипсы - до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
Аибга - до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
Псхувцы - до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып. В настоящее время живут в Турции;
Бзыпцы - проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
Гумцы - коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
Цабальцы - до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
Абжуйцы - проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
Самурзаканцы - коренное население исторического Самурзакана. В 19-20 веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.

Религия :
Наиболее распространённые религии - христианство и ислам суннитского толка (с XV века).
Распад СССР, ожесточенная грузино-абхазская война 1992-1993 годов и последовавшая за ней изоляция Абхазии от внешнего мира способствовали возрождению традиционной языческой религии абхазов.
Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4% из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам.
У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5% из 245 мусульман, 34 или 47,2% из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5% из 72 неверующих, 12 или 70,6% из 17 язычников, 6 или 60% из 10 приверженцев "абхазской веры”, и 7 или 43,8% из 16 атеистов.
Как показали проведенные Институтом востоковедения РАН в 1994-1998 годах полевые исследования в Абхазии, декларируемая абхазами принадлежность к христианам или мусульманам является совершенно формальной. Она остается данью традиции и свидетельствует лишь о том, приверженцами какой из этих религий когда-то считались их предки (вынужденные в прошлом под давлением обстоятельств креститься, либо принимать ислам, но в действительности сохранявшие прежнюю веру).
Современные "христиане-абхазы” не посещают церкви (или посещают их крайне редко), не совершают обряда причастия, не соблюдают никаких постов, не интересуются основами вероучения, не читают Библии.
"Мусульмане-абхазы” употребляют в пищу свинину, спиртные напитки, не совершают обрезания (даже считают это постыдным и недостойным мужчины), не читают Корана и совершенно не интересуются исламом. Поэтому почти полное отсутствие у абхазов мировоззренческих разногласий и бытовых различий между людьми, формально относящими себя к христианам и мусульманам, является вполне закономерным.
Некоторые отличия наблюдаются в похоронной обрядности и в процедуре религиозных праздников, которые, впрочем, совершенно утратили свое первоначальное содержание. Если праздник отмечают абхазские христиане, в нем с удовольствием принимают участие мусульмане, и наоборот.
В семьях, объединяющих представителей различных конфессий, религиозные праздники христиан и мусульман чаще всего празднуются совместно. Само празднование в большинстве случаев сводится к застолью: готовятся определенные блюда и приглашаются к столу родственники, соседи и друзья.

Сегодня процент абхазов, признающих себя мусульманами, достоверно неизвестен. По разным источникам он колеблется от 10% до 60% (чаще всего 30-45%).
Среди потомков абхазов-мухаджиров проживающих в Турции и арабских странах, почти поголовно распостранён ислам суннитского толка.
Однако в самой Абхазии мусульман, совершающих все предписания Ислама, совсем немного.
Причины тому: изоляция от мусульманского мира, христианизация, а впоследствии и борьба с религией вообще, отсутствие институтов мусульманского образования.
Кроме того, различные газеты, журналы и интернет-сайты зачастую преподносят абхазов как исконных христиан.

У абхазов один Бог. Это «Анцэаl» - Бог-творец и создатель всего мира.
Вера в общего Бога и объединяет абхазов в единую нацию.
В 1994 году в Абхазии была принята новая конституция, в которой гарантируется равенство всех граждан, независимо от их "отношения к религии” (статья 12), свободы совести и вероисповедания (статья 14). Одновременно в статье 18 содержится запрет на "создание и деятельность общественных объединений, партий и движений, цели и действие которых - насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”.

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, этнос, республика абхазия, грузия, ареспублика, закавказье, абхазское княжество, абхазы, мусульмане, христиане, абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, национальности, этнос, язык, ксенофобия, патриотизм, национализм, нацизм, фашизм, коммунизм, интернационализм, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Раса :
Относятся к балкано-кавказской подрасе большой европеоидной расы.

Окрестности села Адзюбжа являются местом проживания особой этно-расовой группы — абхазских негров. Нет точных сведений о том, как и когда африканцы попали в Абхазию. Вероятно, они были куплены и ввезены для работ на мандариновых плантациях. Однако известно, что уже в XIX веке все они говорили только по-абхазски и считали себя абхазами.
В настоящее время большая часть адзюбжинских негров сильно метисирована, многие покинули родные места, осев в других частях Абхазии и за её пределами.

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, этнос, республика абхазия, грузия, ареспублика, закавказье, абхазское княжество, абхазы, мусульмане, христиане, абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, национальные, языки, автономии, национальная, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Социальная организация :
В дореволюционном абхазском обществе присутствовали следующие сословия: знать, дворянство, крестьяне (земледельческое население) и пастухи.
При утверждении русской власти на Кавказе абхазы образовали вотчинное владение династии Чачба, княжеских фамилий.
Для традиционной социальной организации характерны феодальные институты и многочисленные пережитки патриархально-родового строя. Большая семья в середине 19 века в основном сменилась малой, но в соседской общине продолжали выделяться фамильно-патронимические объединения. И соседи, и родственники были связаны взаимопомощью и взаимозащитой, в межобщинных отношениях большую роль играло гостеприимство, в межсословных - аталычество и другие виды искусственного родства.
Бытовала кровная месть. Характерен традиционный нормативный комплекс апсуара, составной частью которого были детально разработанные этикетно-поведенческие нормы, включающие, в частности, почитание старших, обычаи избегания.
В упрощённой форме многие эти нормы сохраняются и поныне.
Многолюдные свадьбы и похороны продолжают оставаться важными событиями не только семейной, но и общественной жизни.
Сохраняют значение экзогамные фамильно-родственные объединения (абипара). В 1980-е гг. формируется этнополитическое движение, в 1989 г. возникает Народный фронт «Айдгылара».
Семья :
Система родства арабского типа. Характерны большая патриархальная семья (с середины 19 века сменяется малой), виды фиктивного родства.

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Одним из последних в Закавказье Абхазское княжество в 1810 г. было насильственно присоединено к России, спасаясь от российских войск и желая сохранить свою веру и свободу абхазы выселялись в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство, происходило в несколько этапов :
1810 г. - до 5 000 чел.
1837-1839 гг. - ?
1864 г. - общее количество абхазских переселенцев неизвестно, например, только общество Псху в верховьях р. Бзыбь (сейчас там живут русские) покинуло в 1864 г. до 5 тыс. человек. Вместе с абхазами ушли убыхи (до 45 тыс. чел.) и джигеты-садзы (20 тыс.).
С апреля по июнь 1867 года - переселилось почти 20 000 абхазов.
Последняя, пятая и самая многочисленная (до 100 тыс. человек) волна мухаджирства произошла в 1877-1878 г. Она была связана с поражением Османской империи в очередной русско-турецкой войне. Те участники восстания, которые не стали мухаджирами, подверглись массовым казням и жестоким репрессиям, на каторгу в Сибирь было отправлено большое число человек.
В настоящее время на территории Турции, а также в Сирии и Иордании, проживает большeе число абхазов, чем на самой исторической родине этого народа.

абхазы, апсуа, абхазия, абхазский, одежда, кухня, гордость, родина, семья, автономия, идея, национал-демократия, национал-анархизм, национал-социализм, национал-большевизм, нац-болы, рне, рнс, язычество, возрождение язычества, неоязычество, неофашизм, отечество, национальный,
ира, упа, уна-унсо, баски, сепаратисты, ура

Основные традиционные занятия абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство, охота. В 20 веке освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и другие зерновые, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах - коз.
Традиционные ремёсла - изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество.

Чрезвычайно разбросанные, протяжённые абхазские селения лишены чёткой планировки, состоят из удалённых друг от друга усадеб хуторского типа.
Старинные дома плетёные, круглые или четырёхугольные, со скатной соломенной крышей.
В 19 веке появились дощатые жилища (акуаскья) - приподнятые над землёй на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой.
В настоящее время абхазы строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные многокомнатные дома.

Традиционная мужская одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлическими застёжками, пояс, на голове платок; с определённого возраста девушки носили матерчатый корсет.
Старинная деревянная женская обувь (акапкап) - род ходулек.

Традиционная пища - крутая кукурузная каша (абыста), варёная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд.
Характерны острые подливы и соусы, приправа аджика.
Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.

Традиционная культура типична для народов Кавказа. В традиционном искусстве развиты ковроделие, плетение узорных поясов, вышивка (в том числе золотыми и серебряными нитями), гравировка и инкрустация по металлу, резьба и инкрустация по дереву и др.

Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому. Характерны нартский эпос, исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоуи ацунух; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.
Преобладающая форма многоголосия - 2-голосие бурдонного типа; типично пение хором с солирующим голосом. Ладовая основа - диатоника.
Специфическая особенность песен абхазов - большое количество асемантических слов и междометий.
Музыкальные инструменты: смычковый апхьарца, щипковый ачамгур, арфовидный аюмаа (вышел из употребления), цитровидный хымаа, флейта ачарпан, труба абык, трещётка аинкьяга, барабан адаул.

Категория: НАЦîОнальности | Добавил: Lystonoša (09.12.2012)
Просмотров: 1323 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz